Партнеры Геннадия Тимченко Андрей Ермолаев и Григорий Рамзайцев построят в Киришах первый в России завод по переработке нефтяного шлама стоимостью $9 млрд. На предприятии будут производить светлые нефтепродукты и нефтехимию.
Партнеры друга Владимира Путина Геннадия Тимченко построят в Киришах первый в России завод глубокой переработки нефтяного шлама. Землю под проект продаст компания, принадлежащая семье экс–губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова. Стоимость первой очереди превысит $3 млрд, а общий объем вложений в проект с учетом строительства жилья и социальной инфраструктуры для сотрудников комбината оценивается в $9 млрд. Завод будет производить светлые нефтепродукты и нефтехимию. Сейчас нефтяной шлам, получаемый в процессе первичной переработки нефти, либо захоранивают, либо продают за копейки на экспорт.
Первый в России
Как стало известно "ДП", проект реализуют бизнесмены Андрей Ермолаев и Григорий Рамзайцев, партнеры Геннадия Тимченко по компаниям "КИНЕКС", "Киришинефтехимэкспорт" и Urals Moscow. Нефтеперерабатывающее предприятие (НПЗ) "Кириши–2" появится на территории бывшего Киришского биохимического завода (КБЗ), который в 2011 году с торгов в рамках процедуры банкротства приобрела Киришская сервисная компания (КСК), связанная с семьей экс–губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова.
По данным
СПАРК, КСК принадлежит на 50% офшору Foreign Assets Capital (Британские Виргинские острова) и на 50% — ООО "Энергия центр" (ее контролирует компания "ЗАОВАДЭН" Вадима и Дениса Сердюковых — сыновей экс–губернатора). В прошлом году было заявлено, что на территории КБЗ (занимает 129 га, на участке расположено около 200 объектов недвижимости. — Ред.) построят индустриальный парк. Но, как рассказали источники на рынке, в прошлом году соглашение о выкупе всей территории Киришского биохимического завода под строительство нового производства с КСК заключило ЗАО "НПЗ Кириши–2".
Гендиректор КСК
Сергей
Азизов подтвердил, что договор о намерениях с покупателем есть, но сделка еще не закрыта. "Она состоится в ближайшее время", — сообщил "ДП" совладелец "НПЗ Кириши–2" Андрей Ермолаев.
Поставщики и потребители
Проект "
НПЗ
Кириши–2", по словам Андрея Ермолаева, прошлой осенью был включен в реестр Минэнерго РФ, получив тем самым зеленый свет на федеральном уровне. "Этим летом мы планируем начать нулевой цикл работ по строительству. А завершить первую очередь мощностью 4 млн т продукции в год мы хотим в 2016 году. Стоимость первой очереди составит $3,14 млрд. А общая стоимость проекта (три очереди по 4 млн т каждая плюс жилая и социальная инфраструктура для сотрудников комбината) оценивается в $9 млрд", — сообщил совладелец "НПЗ Кириши–2".
Источники финансирования проекта не раскрываются. "Крупный нефтяной бизнес, разумеется, следит за нашей работой. Поступали предложения от некоторых интересантов о продаже проекта на бумажной стадии. Но нам это не интересно", — говорит Андрей Ермолаев.
По его словам, первая очередь завода "НПЗ Кириши–2" будет перерабатывать нефтяной шлам в светлые нефтепродукты — Евро–4 и Евро–5. А остальные очереди — выпускать нефтехимию. "Продукция будет ориентирована исключительно на внутренний российский рынок. Но создавать собственную сеть АЗС мы не планируем", — говорит Андрей Ермолаев.
Завод, по его словам, сам не будет заниматься сбытом продукции. Он будет возвращать ее поставщикам сырья, которые вправе распоряжаться продукцией по своему усмотрению. То есть фактически завод будет заниматься глубокой нефтепереработкой на аутсорсинге.
Поставщиками сырья для завода станут российские НПЗ. "У нас есть предварительные договоренности об использовании мазутов соседнего "КИНЕФа", где глубина переработки нефти больше 70% (в перспективе, согласно планам "КИНЕФа", глубина достигнет 80%. — Ред.). Кроме того, только в СЗФО работают 14 мини–НПЗ, которые станут нашими поставщиками. Но мы сможем принимать на переработку и мусор НПЗ из других регионов. Глубина его переработки будет до 98%", — говорит Андрей Ермолаев.
"Самоварный" бизнес
В 2013 году в России объем первичной переработки нефти на НПЗ составил 273 млн т. Учет объемов образующегося при этом нефтяного шлама не ведется. По примерным оценкам, его получается до 130 млн т в год, учитывая, что на большинстве НПЗ глубина переработки не превышает 50%.
По данным ФАС, лицензии на переработку нефти имеют 305 НПЗ в России, при этом в реестр Минэнерго включены только 64 предприятия. Это крупные предприятия, входящие в вертикально интегрированные нефтяные компании. Остальные — это так называемые "самовары": мини–НПЗ, часто работающие по серым схемам. Они разбавляют нефть, чтобы под видом мазута продавать ее на экспорт.
Мини–
НПЗ
распространились с 2002 года, когда экспортная пошлина на темные нефтепродукты (мазут) была снижена до 39% от нефтяной. Поэтому экспортировать "самоварную" продукцию выгоднее, чем нефть. Такой "мазут" лишь на $6–7 за тонну дороже сырой нефти. Получаемый при этом шлам либо захоранивают, либо продают на переработку за рубеж — прежде всего в Финляндию.
Это полулегальный рынок, зародившийся в конце 1980–х. Как рассказал президент SRV Group Юкка Хиенонен (тогда он налаживал первые поставки нефтешлама из России), в СССР отходы не перерабатывали, а финны закупали их или получали бесплатно для перепродажи на Запад. До сих пор этот рынок остается в основном криминальным, поэтому оценить экспортные объемы невозможно.
Углубление переработки
Со следующего года "самоварный" бизнес может получить серьезную поддержку, если правительство РФ утвердит инициативу Федеральной антимонопольной службы (ФАС). ФАС предложила строить ко всем мини–НПЗ магистральные трубопроводы с условием, что те повысят глубину переработки до 70%. Сейчас нередки случаи, когда "самовары" попросту воруют нефть, врезаясь в действующие трубопроводы. По данным "Транснефти", только на ее трубах в год фиксируется до 200 врезок.
В "
Транснефти
", "
ЛУКОЙЛе
", "
Роснефти", "Газпром нефти" считают, что реализация инициативы ФАС приведет к резкому росту числа "самоваров". Модернизация им невыгодна. Мини–НПЗ заявят планы по модернизации, разбив эти проекты на два этапа: на этап первичной переработки нефти (глубина 50%) и строительства установок глубокой переработки (от 70%). Причем сроки второго этапа указаны не будут, новые установки пообещают внедрять по мере окупаемости проектов, предполагают в "Транснефти". Тем временем "самовары" будут на льготных условиях получать сырье и гнать из него мазут, перепродавая его другим переработчикам.
Эти предположения косвенно подтверждаются и аутсорсинговой схемой НПЗ "Кириши–2". Данная схема будет выгодна и для "Кириши–2", и для поставщиков сырья, так как с 1 января 2015 года экспортные пошлины на нефтепродукты, в том числе и на мазут, будут почти приравнены к пошлинам на сырую нефть. Поэтому экспортировать мазут станет невыгодно — придется перерабатывать его на территории России.
“
Объем нефтяного шлама, образующегося в Ленобласти, — примерно 10 млн т в год. Кроме бензина в ходе утилизации нефтешлама можно выпускать высококачественный асфальт, а также генерировать электроэнергию, то есть возможностей для ускоренной окупаемости у завода множество. Срок окупаемости может составить 4–5 лет. С такими совладельцами проблем по загрузке завода быть не должно, так что финнам, которые являются основными импортерами нефтешлама из России, придется искать других поставщиков.
Владимир Пахомов
директор филиальной сети инвестиционной компании QB Finance
“
Подобные планы обсуждались еще лет пятнадцать назад. Но они до сих пор не реализованы. Это так же, как с мусороперерабатывающими заводами, для которых уже и инвесторов находили, но так и не построили. Так что шансы, что получится построить завод по переработке шламов, ничтожные. Проблема в том, чтобы найти соответствующие технологии. Если же это удастся, то на местном рынке автомобильного топлива замедлится рост цен. Но объем выпуска бензина новым заводом по сравнению с оборотом рынка будет незначительным, поэтому революции не произойдет.
Сергей Снопок
владелец холдинга "Фаэтон"