Отношения между Россией и Украиной, пожалуй, еще никогда не были настолько плохими, как сейчас. Украине перекрывают газ, в Киеве громят российское посольство — конфликт перерастает из локального в затяжное принципиальное противостояние.
"Газпром" объявил о переходе на принцип предоплаты в поставках газа на Украину — теперь по трубам должен поступать только оплаченный предварительно газ. Европейские партнеры "Газпрома" уведомлены о возможных перебоях в поставках, если украинцы будут заниматься "отбором газа из транзитных потоков" — тем самым вся ответственность возложена на Киев, но не факт, что аргумент окажется убедительным для европейцев.
Одновременно в Стокгольмский арбитраж подан иск о взыскании с "Нафтогаза" долга в $4,5 млрд. Долг растет в прогрессии — если в ноябре-декабре, подсчитали в "Газпроме", Украина задолжала $1,45 млрд, то за апрель-май 2014 года — $3 млрд. Цифры официального сообщения говорят о том, что до ноября, то есть до начала евромайдана, по всей видимости, деньги поступали исправно, а перестали платить еще при Викторе Януковиче. Который сейчас обитает в России, формально Москвой считается легитимным президентом, и таким образом, должен быть привлечен к процессу. Кстати, украинские СМИ утверждают, ссылаясь на не вполне отчетливые источники, что Янукович вроде бы хочет переехать в Белоруссию — якобы сын его звонил Лукашенко по этому поводу, и может быть, тут есть связь. Не очень понятно также, что происходило с платежами в январе-феврале 2014 года — получается, что сначала платили, потом не платили, потом, видимо, немного платили, а потом опять перестали. Будем надеяться, в Стокгольме разберутся.
Так или иначе, $4,5 млрд — сумма для Украины потрясающе огромная, и понятно, что таких денег у нее нет. "Счетчик" продолжает расти — за один июнь, например, "Газпром" насчитал "Нафтогазу" $1,66 млрд. Киевские власти заявили о том, что в газохранилищах заготовлено 12 млрд кубометров газа — это примерно 40% от общего объема (всего на территории Украины расположено 12 хранилищ на 31 млрд кубометров). Все последние недели украинцы готовились к отключению и активно закачивали газ в свою систему, так что теперь они уверяют, что до зимы продержатся. В Москве предлагают расплачиваться из кредитов, обещанных Украине Евросоюзом, но на это Киев наверняка не согласится, напротив, выдвинет встречные обвинения в "хищении" газа, находившегося в хранилищах в Крыму.
На фото: Нападение на посольство РФ в Киеве
Тем временем военное противостояние в последние дни также обострилось — большой резонанс вызвал сбитый под Луганском Ил-76, военно-транспортный самолет с десантниками на борту. Погибло 49 человек, ответственность в итоге взяли на себя луганские ополченцы (хотя была попытка списать это на украинских силовиков). В Киеве после этого разгромили российское посольство, перевернув автомобили дипломатов и сорвав флаг. Вместе со всеми митинговал и и.о. министра иностранных дел Украины Андрей Дещица, присоединившийся к хоровому пению матерных песен про Путина. Что, естественно, вызвало в России возмущение, и даже в Европе — осуждение.
О переговорах никто уже не вспоминает. То есть формально к диалогу все готовы — но одни ставят условием вывод украинских войск, другие — возвращение Крыма, то есть условия, на которые противная сторона заведомо не согласится. Понятно, что рано или поздно какой-то "круглый стол" состоится, на переговоры в итоге шли даже лидеры Израиля и Палестины, и даже с Северной Кореей как-то удается разговаривать. Другое дело, что Украина для России — не Ливия, не Сирия и не Палестина, и мы здесь не наблюдатели, а участники. И если в процессе улаживания того же сирийского вопроса МИД РФ выступал миротворцем, то здесь он — заинтересованная сторона, а на посредничество третьих стран Москва соглашаться явно не намерена.
Когда министры поют матерные песни на площадях, в сбитых самолетах гибнут десятки солдат (эпизод, как будто подсмотренный в "9 роте" Бондарчука — там похожим образом сбивают в Баграме транспортник с дембелями, правда, на взлете), а в правительство на полном серьезе приносят проекты возведения стены на границе с Россией (до стены пока не дошло, но границу уже собрались закрывать), ситуация начинает напоминать то ли афганскую войну, то ли абхазскую, то ли чеченскую, немного арабо-израильский конфликт, немного гражданскую войну в Испании — в общем, затяжное противостояние, мягкого выхода из которых мировое сообщество еще не придумало. Кто-то должен или победить, или добровольно вывести войска, или борьба будет продолжаться вечно. И скорее всего, конфликт все-таки перерастет рамки локального.