Плата за улыбку

Самое доходное направление платной медицины сегодня — стоматология. И новым игрокам пробиться на рынок сложно.

Оценки объема рынка стоматологии различаются в разы. По данным исследования РБК.research "Российский рынок частной медицины 2014", объем российского рынка стоматологии в 2013 году составил около 290 – 300 млрд рублей, из которых на Петербург приходится 12 – 13%, или 34 – 39 млрд рублей. В целом по России на долю стоматологии приходится 55 – 60% рынка платных медуслуг.
Оценки участников рынка скромнее. "Исходя из объемов ДМС, сегмент стоматологических услуг может доходить до 10% общего объема платной медицинской помощи", — считает финансовый директор сети стоматологических клиник "Вероника" Дмитрий Морозов. Впрочем, в Петербурге уровень развития платных услуг выше, чем в среднем по России, поэтому и доля стоматологии может быть меньше.

Разные клиники

Главный врач сети клиник "Стоматологический Центр Города" медицинского холдинга "Праймед", Сергей Лобанов говорит, что в Петербурге сейчас работает около 1000 стоматологических клиник.
Сейчас частная стоматология условно делится на три сегмента. Первый — клиники премиум–класса, рассчитанные на людей, готовых платить за некую "эксклюзивность".
Второй — крупные системы клиник, ориентированные на пациентов со средним уровнем доходов. "Эти компании умеют концентрироваться на высокоспециализированных услугах и мало чем отличаются от VIP–клиник", — отмечает генеральный директор сети клиник "Интан" Ирина Сапожникас, подчеркивая, что цена на лечение в них ниже в 3 – 5 раз.
Третий сегмент — одиночные небольшие клиники на одну–две стоматологические установки, частные кабинеты. В рейтинге "ДП" представлены компании, работающие во всех ценовых сегментах — от элитного до экономичного.

Медленно, но верно

Рост стоматологического рынка в последнее время замедлился и составляет не более 7 – 10% в год. Сейчас новые крупные стоматологические сети на рынке не появляются, но активно развиваются филиалы уже существующих. Так, сеть "Интан" в 2013 году открыла три новые клиники и еще три планирует открыть в 2014 году.
Рынок, считают стоматологи, может расти сейчас не за счет предоставления новых услуг, а вследствие возрастающей культуры профилактических приемов.
При этом усиление конкуренции, увеличение закупочных цен и снижение платежеспособности приводят к уменьшению маржинальности за счет скидок, акций и появления более дешевых методов лечения с применением материалов и оборудования более низкого класса, рассказывает Сергей Лобанов.
Наиболее прибыльными направлениями сейчас являются имплантация и протезирование, но основная доля услуг по–прежнему приходится на терапевтическую стоматологию. И роста оборота проще достичь, увеличивая количество услуг в среднем и низком ценовом диапазоне, чего не скажешь о прибыли.