СПб. На месте центра "РРТ–Пискаревский", где банкротящийся автохолдинг "РРТ" продавал автомобили Hyundai, компания "Бекар" организовала центр по продаже подержанных машин.
Центр "Мульти Авто" открылся по адресу: пр. Науки, 50А. Согласно сайту компании, там продаются автомобили с пробегом. Как рассказал владелец банкротящегося холдинга "РРТ" Олег Барабанов, здание автоцентра арендовала компания "Бекар". Она выкупила клиентскую очередь Hyundai и теперь развивает собственный бизнес. По словам Олега Барабанова, договор аренды заключен на 11 месяцев. После завершения процедуры банкротства компания сможет выкупить центр на торгах.
В ООО "Бекар" отметили, что никак не связаны с РРТ, и подтвердили, что выкупили клиентскую очередь, арендуют здание и работают, но от подробностей отказались. По СПАРК, гендиректором ООО "Бекар" является предприниматель Андрей Добрянский. Компания создана в августе 2013 года, и ее специализацией является оптовая торговля одеждой и продуктами. Другие юрлица, зарегистрированные на бизнесмена, к дилерскому бизнесу не имеют отношения. В СПАРК связи с Олегом Барабановым или его бывшими партнерами по РРТ не прослеживаются. По данным Росреестра, здание автоцентра принадлежит "РРТ–Выборгское" и находится в залоге у ВТБ. Участники рынка пока не спешат связывать новый проект с Олегом Барабановым.
На фоне падения
Если ООО "Бекар" не имеет отношения к Олегу Барабанову, то его владельцы пытаются войти в новый для них непростой бизнес. "Несколько таких автосалонов уже закрылось. Пока автобизнес не располагает технологией, позволяющей продавать подержанные автомобили с достаточной маржинальностью. Например, ГК "Рольф" ограничивается небольшими площадками в своих автоцентрах, а не строит крытые салоны", — говорит руководитель Университета продаж Виталий Новиков. Чтобы хоть что–то заработать, автокомиссионки занижают цены и потому не пользуются особой популярностью среди автовладельцев (исключение составляют случаи, когда автомобиль необходимо продать как можно быстрее). По данным ГК "Рольф", в 2013 году из 5,6 млн проданных в целом по России автомобилей с пробегом 4% пришлось на долю официальных дилеров, 6% — на долю специализированных площадок по продаже подержанных автомобилей, а 90% — это частные сделки без посредников.
Давление трейд–ин
Независимые комиссионные площадки испытывают давление со стороны дилерских центров. В связи с падением российского авторынка (5,5% по итогам 2013 года, всего продано 2,78 млн новых автомобилей) и желанием покупателей экономить средства, многие автодилеры сейчас развивают трейд–ин. По данным "Auto–Dealer–СПб", в прошлом году в Петербурге было продано официальными дилерами 204 тыс. новых автомобилей и около 60 тыс. автомобилей с пробегом. Объем петербургского рынка подержанных автомобилей эксперты приблизительно оценивают в 30 млрд рублей. "Новые автомобили почти не приносят дилерам прибыли, маржинальность этих продаж составляет 0–3%, в то время как рентабельность продаж автомобилей с пробегом — 4–7%. В итоге трейд–ин сейчас интересен всем дилерам как дополнительный источник дохода. Например, если клиент хочет купить новую машину, продав свою, дилер предлагает ему обе услуги", — говорит гендиректор "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин.
"В 75% случаев покупка автомобиля с пробегом связана с рисками. Преимущество официального дилера в том, что покупатель получает информацию об истории автомобиля и понимает его техническое состояние", — утверждает директор департамента по продажам автомобилей с пробегом ГК "Рольф" Алексей Баринов. Он полагает, что в общих продажах автомобилей с пробегом через несколько лет доля официальных дилеров может вырасти до 30%.