Оппозиции вышел "Срок"

Документальный фильм "Срок" о жизни лидеров оппозиции представлен широкой публике. Кино получилось ностальгическое — главные герои давно уже не те, и не там.

Авторы проекта "Срок" — режиссеры Павел Костомаров и Александр Расторгуев, и  журналист Алексей  Пивоваров. Снимали кино о лидерах протестного движения в России в период самого пика активности, то есть год-два назад. Никаких комментариев — только "живые" эпизоды, без всякой цензуры. Когда съемки начинались, Пивоваров говорил, что фильм — про мысли лидеров, их эмоции, и в основном в кадре — разговоры, прогулки, и сравнительно мало экшена, митингов, хотя без потасовок с ОМОНом, конечно, тоже не обошлось.
Зритель может узнать из "Срока", как вели себя Алексей Навальный, Ксения Собчак, Илья Яшин, Сергей Удальцов "за сценой". Именно эти люди были на слуху в период митингов, про них и фильм. Сейчас Навальный сидит под домашним арестом, Удальцов находится под каким-то бесконечным уже судом по "делу Таргамадзе", Собчак вообще вышла замуж и исчезла из политического поля, Pussy riot развалились и превратились в правозащитников. Мелькает депутат Госдумы Илья Пономарев, в фильме он рассуждает о том, что "наша задача — взять власть и повесить эту суку за ноги", а сейчас Пономарев судится по "делу Сколково" и уже, кажется, никого за ноги вешать не хочет. У всех своя жизнь. Только Алексей Венедиктов как был главредом "Эха Москвы", так и остается.
Вот они рассуждают о Путине и Навальном, о задачах, о политике вообще, к ним приходят с обысками, они издеваются над ОМОНовцами, кричат в мегафоны, шутят, ругаются, Собчак нежничает с Яшиным, Навальный встречается с избирателями, его задерживают, сажают, выпускают. Повествование перебивается эпизодами с Владимиром Путиным, который вступает в должность президента, летает со стерхами, поет песни и никакого внимания на всю эту параллельную политику не обращает. Хотя на самом деле, как известно, обращал и комментировал.
Когда "Срок" снимался, еще никто не знал, чем дело закончится, но вот прошло совсем немного времени, и все главные герои уже не те и не там, и молодой активист, приходящий в лагерь оппозиции сейчас, уже вполне может спросить "А это вообще кто?". Все по-другому, уже и половины СМИ, которые про все это писали, нет или они разогнаны и переформатированы.
Из фильма, по первоначальной задумке, зрители должны были понять, можно ли этим людям доверять и куда они могут повести. Когда "Срок" вышел, оказалось, что сам вопрос уже утратил актуальность.
Наверное, когда Навального и Удальцова выпустят (хотя они, кажется, как Кощей Бессмертный в повести Стругацких "Понедельник начинается в субботу", "находятся в бесконечном предварительном заключении, пока длится бесконечное следствие по бесконечным его преступлениям"), они снова попробуют развить активность. Но, видимо, им придется начинать все сначала.