Несмотря на требование антимонопольной службы отменить три конкурса на выбор подрядчика подготовки стройплощадок для двух новых линий метро, Смольный все же завершил конкурсные процедуры и отдал подряды почти на миллиард рублей "Метрострою".
Три конкурса на строительство метро, которые недавно отменило управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Петербургу, все равно провели. Контракт на работы по строительству продолжения Невско-Василеостровской и Лахтинско-Правобережной линий метро общей стоимостью 940 млн рублей достался ОАО "Метрострой". Вчера на портале госзакупок появились соответствующие протоколы рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Судя по ним, итоги конкурсов подвели 4 июля, как и планировалось изначально.
Конкурсы в конце весны объявил профильный комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Первый контракт за 259 млн рублей предполагает инженерную подготовку территорий для строительства линии от станции метро "Приморская" до "Новокрестовской" и далее до станции "Улица Савушкина". Вместе эти станции в будущем образуют Невско-Василеостровскую линию метро. Еще один контракт на 187 млн рублей предполагает подготовку площадок для строительства этого участка линии. Наконец, третий контракт за 494 млн рублей предполагает инженерную подготовку территории строительства Лахтинско-Правобережной линии для станций "Театральная" и "Большой проспект", максимальная стоимость которого оценивается в 494 млн рублей.
Однако на прошлой неделе
УФАС
потребовал остановить конкурсы. Причиной стала жалоба от ООО "Лэндпорт". Владельцем этой компании, по данным СПАРК, является Дмитрий Чумак. Она зарегистрирована по адресу: Дачный проспект, дом 18, литера А. На данный момент, по этому адресу находится маленький газетный ларек у станции метро "Проспект Ветеранов". Найти какие-либо еще данные об этой компании dp.ru не удалось, однако после публикации данного материала Дмитрий Чумак связался с редакцией и пообещал позже рассказать подробнее о причинах, по которым компания направила жалобу.
Претензии в жалобе касались способа выбора подрядчика — конкурса с ограниченным числом участников. Такая форма конкурса используется, когда выбирают компанию для строительства, реконструкции или капремонта особо опасных, технически сложных объектов, а также для работ на искусственных дорожных сооружениях (мосты, развязки и тому подобное). В данном случае предметом закупки была подготовка территории, а не само строительство. Кроме того, в жалобе указывалось, что на сайте не размещена проектная документация, но при этом от участников конкурса требуют свидетельства о допуске к строительству и ремонту метро.
В ФАС, похоже, не ожидали, что чиновники проигнорируют требования ведомства и все же проведут конкурс. "В настоящее время управление проверяет достоверность появившейся в СМИ информации о проведении торгов по конкурсам по инженерной подготовке территории для строительства новых станций метрополитена", — сказал dp.ru заместитель руководителя петербургского УФАС России Роман Лучников.
Соперником "Метростроя" в этом конкурсе было ОАО "УСК Мост" Геннадия Тимченко (входит в "СК "Мост", 25% акций принадлежат Stroytransgaz Holding Тимченко). В компании dp.ru сообщили, что не будут оспаривать результаты конкурса. На подготовку территории для строительства метро претендовали и ЗАО "Инвестиции. Инжиниринг. Строительство", связанное со структурами Олега Дерипаски, и несколько других менее крупных игроков рынка.
"Конечно, Метрострой с нетерпением ждет итогов всех конкурсов, которые так или иначе связаны со строительством метрополитена. Для нас, как для строительной организации, особенно в период относительно небольших объемов работ на сегодняшний день, важен каждый конкурс, важно обеспечить свой коллектив работой. Поэтому мы будем делать все возможное, чтобы максимально оперативно заключить контракт и начать работы", — сказали dp.ru в "Метрострое".
У Смольного своя позиция по поводу этих конкурсов: в КРТИ не согласны с решениями УФАС и подали соответствущие иски в Арбитражный суд. На данный момент они оставлены без движения до августа.
Если УФАС все-таки добьется отмены конкурса, на очередную попытку выбора подрядчика уйдет не меньше месяца, поскольку проведение конкурса по новому 44-ФЗ о госзакупках занимает много времени. При этом станции метро "Новокрестовская" и "Улица Савушкина" должны построить до чемпионата мира по футболу 2018 года. Весной врио губернатора Петербурга Георгий Полтавченко обещал, что станцию откроют уже в 2017 году. Для этого работы по трем контрактам должны завершиться в следующем году, не позднее 30 июня.
Проблемы с конкурсом на подготовку территорий для Невско-Василеостровской линии возникли не впервые. Как уже рассказывал dp.ru, в середине мая этот конкурс аннулировали из-за того, что ни один из претендентов не прошел предквалификационный отбор. Тогда чиновники ссылались на то, что конкурсы по новому ФЗ-44 непривычны для игроков рынка.
В последнее время монополия петербургского строителя метро "Метростроя" пошатнулась. Недавно компания проиграла конкурс на 421 млн рублей на инженерную подготовку станций Фрунзенского радиуса своему конкуренту ЗАО "СМУ-303". При этом "Метрострой" уже начал работы на объекте. Игроки рынка прогнозируют, что скоро "Метрострой" потеснят московские метростроители, например, ОАО "Мосметрострой", ОАО "Трансинжстрой" и ООО "Транстоннельстрой".
Компания, которая получит в итоге контракты на подготовку стройплощадок для Невско-Василеостровской и Лахтинско-Правобережной линий, с большой долей вероятности затем займется и строительством станций. Так что борьба, которая разворачивается вокруг этих небольших для метростроения заказов, вполне понятна.