Налоговая служба пошла на жесткие меры, чтобы заткнуть дыры в федеральном бюджете. Петербургские предприниматели, требующие у государства возврата налога на добавленную стоимость, оказываются фигурантами уголовных дел о мошенничестве.
В Петербурге разгорается скандал между налоговой инспекцией и бизнесом, связанный с возвратом налога на добавленную стоимость (НДС) компаниям–экспортерам, подпадающим под льготное налогообложение. Налоговики изобретают способы блокировать возврат НДС, выполняя прошлогоднее указание президента РФ Владимира Путина об увеличении доходов бюджета. Одна из таких схем получила распространение в Петербурге: налоговики инициируют уголовное дело о мошенничестве, и компания–льготник, требующая возврата НДС, не получает деньги вовсе либо получает с задержкой как минимум на полгода. Эксперты говорят, что до сих пор такой механизм не применялся.
По данным
Федеральной налоговой службы
(ФНС), в результате усиления работы по сбору НДС уже в I квартале 2014 года сумма, заявленная к возмещению этого налога, уменьшилась на 12%, отказов в возврате по суду было на 28% больше, чем в прошлом году.
Фискальное ноу–хау
"ДП" нашел шесть компаний, в отношении которых налоговая инспекция (НИ) применила новую схему, препятствующую возврату НДС: "Ираклион", "Свежий продукт", "Интерсталь", "Форест", "БалКомТорг" и "Офис Трэйд". Общая сумма их претензий на возмещение налога — около 200 млн рублей.
Как рассказали в этих компаниях, возврата НДС всегда приходится добиваться через суд. Но в этом году даже после принятия судом решения о возврате налога денег получить не удалось. НИ в каждом случае перечисляла средства в казначейство и тут же инициировала возбуждение уголовного дела по ст. 159 УК РФ ("мошенничество") в отношении неустановленных лиц, якобы действовавших по указанию гендиректора компании. Деньги фирме не поступают, пока ведется следствие, а возвращаются налоговикам. В течение полугода следователи должны найти повод, чтобы конкретизировать обвинение в адрес компании. Если это сделать не удастся, дело закрывается, и налогоплательщик может возобновить претензии на возмещение НДС.
Проблема в том, что предприятие может разориться, не выдержав судебных разбирательств, ведь обычно участники таких процессов — небольшие компании, говорит руководитель петербургского филиала бюро "Хренов и партнеры" Инна Серова. Другие налогоплательщики, боясь, что следствие найдет в их работе недочеты, могут отказаться от налоговых претензий. Компания может также быть ликвидирована по причинам, не связанным со следствием.
В любом случае невозмещенные суммы НДС зачитываются в доход бюджета, улучшая отчетность налоговой инспекции.
Полицейские меры
По словам экспертов, в последнее время налоговые органы активизировали работу по взиманию НДС. Это связано с общей политикой правительства РФ, которое изыскивает способы наполнения казны. По расчетам Министерства финансов, в 2017 году доходы бюджета сократятся до 18,1% ВВП против 19,6% в 2015–м. В прошлом году президент Владимир Путин поставил перед правительством задачу увеличить объем налоговых поступлений. Сейчас обсуждается сразу несколько предложений по изменению налогового законодательства (см. справку).
Одно изменение, касающееся НДС, уже вступило в силу в 2014 году: отменен возврат этого налога в тех случаях, если компания вкладывала в проект не собственные, а бюджетные средства. По подсчетам Минфина, это позволит в 2015 году сэкономить на налоговых возмещениях 15,6 млрд рублей.
Еще один из способов пополнения бюджета — сократить число возвратов НДС. В июне глава ФНС Михаил Мишустин доложил президенту, что только благодаря внедрению автоматизированной системы контроля за возвратом НДС в 2013 году удалось оставить в бюджете 83 млрд рублей.
Новый курс
В качестве оснований для отказов в возврате НДС налоговики стали приводить доводы, которые, казалось, уже лет пять назад умерли, рассказали в KPMG. Например, заявляют, что сделка экономически нецелесообразна. То есть оценивается не правильность оформления документов, совершения сделок, применения налоговых последствий, а то, грамотно ли бизнесмен вел свои дела, все ли он сделал для того, чтобы получить прибыль.
"Налоговая служба часто использует полицию, чтобы припугнуть налогоплательщиков. Полицейский говорит им: ребята, у вас могут появиться проблемы, если вы не пересмотрите свое отношение к возврату НДС. Если налоговые органы отказывают в возмещении НДС, полицейские радостно возбуждают уголовное дело по попыткам мошенничества", — отмечает Михаил Орлов из KPMG.
Руководитель петербургской практики "Налоговое право и налоговые споры" компании "Пепеляев и партнеры" Сергей Сосновский знает о случаях, когда главу компании, по которой ведется камеральная проверка по заявке на возврат НДС, приглашают на беседу в Управление по борьбе с экономическими преступлениями, намекая на возможность обвинения в мошенничестве.
Однако до сих пор не было случаев, когда уголовное дело возбуждалось после того, как арбитражный суд вынес решение о возврате НДС. Как рассказал гендиректор ООО "Интерсталь" Сергей Гладун (компания рассчитывает на возврат налога в размере 9,5 млн рублей), в НИ ему ответили: свои обязанности налоговый орган исполнил, так что компания не получила деньги по не зависящим от инспекции причинам.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге Александр Абросимов считает незаконным то, что деньги компании не были перечислены: решение суда может отменить только суд.
Хорошие перспективы
Юрист ООО "Свежий продукт" (претендует на возврат 35 млн рублей НДС) Матвей Закоморный сообщил, что, несмотря на возбуждение уголовного дела, компания продолжает оспаривать в суде действия НИ. У таких процессов хорошие перспективы, считает Сергей Сосновский. "Суд признает, что НДС подлежит возврату. Причем суд не обрадуется такой креативности налоговых органов, ведь это явное неуважение к судебной власти", — говорит он. Пока деньги не вернутся налогоплательщику, бюджет должен начислять на них проценты по ставке рефинансирования.
Ответный удар
С ужесточением действий налоговых органов совпал скандал с участием главы регионального Управления ФНС Валентины Корязиной (самая влиятельная женщина Петербурга в 2012 году, по версии "ДП"). Год назад ее сына Виталия Корязина обвинили в хранении наркотиков и арестовали. Следствие еще не завершено. Эксперты связывают эту историю с борьбой Валентины Корязиной против незаконного возмещения НДС. Наркотики могли быть подброшены, чтобы скомпрометировать семью Корязиной и вынудить главу УФНС смягчить позицию, считают они.
НДС — самый криминальный налог, механизм его возмещения часто используется для получения незаконных доходов не только мелкими, но и крупными игроками. Так, в 2014 году был арестован экс–сенатор Александр Сабадаш, которого обвиняют в мошенничестве при возврате НДС в размере 1,8 млрд рублей.
На рынке действуют десятки фирм, предоставляющих услуги по возврату НДС. Стандартные расценки: 2 – 5% от возмещенной суммы или почасовая оплата (не менее 5 тыс. рублей в час). По данным экспертов, общая сумма возврата НДС в Петербурге может составлять 150 – 200 млрд рублей в год. Доля незаконного возврата — не меньше 50 млрд рублей.
“
Расходы бюджета растут, доходы из–за снижения темпов экономического роста не такие, как хотелось бы. С этим и связано ужесточение позиции налоговых органов. ФНС, например, умудрилась в этом году собрать налог на прибыль больше, чем в прошлом, хотя консолидированная прибыль компаний меньше, чем в тот же период. Возврат НДС — это расходы бюджета, их требуется сокращать, поэтому налоговые органы обращают пристальное внимание на этот процесс. Правда, я пока не видел каких–то экстраординарных способов противодействия возврату НДС, которых не применялось до сих пор.
Михаил Орлов
партнер налогового отдела KPMG (Россия), общественный омбудсмен по налогам
“
Если уголовное дело будет возбуждено, а потом прекращено, например из–за отсутствия события преступления, компания получит право на возмещение убытков, только если будет доказана незаконность возбуждения дела. Это практически невозможно. Поэтому обычно возместить убытки, связанные с заморозкой денег на период расследования уголовного дела, не удается. Нельзя в этом случае и взыскать проценты за просрочку возврата НДС, так как налоговый орган своевременно принял решение о возмещении, но действие этого решения было приостановлено следователем.
Егор Батанов
партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры"