Глава совета фонда "Инфраструктурный институт" Петр Лансков - о том, как Госдума ввела санкции против российских акционеров.
В поселке Репино под Петербургом прошла конференция ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер–агентов и депозитариев). По итогам прошедших там дискуссий была выявлена свежая проблема реализации особенностей участия в собраниях акционеров лиц, права которых на ценные бумаги учитываются номинальными держателями. Эта проблема возникла в связи с только что принятыми Госдумой изменениями в закон о рынке ценных бумаг. Надо отметить, что усилиями законодательного органа, инициируемыми сменяющими друг друга регуляторами финансового рынка, указанный закон уже давно превращен в совокупность грубо нашитых друг на друга заплаток. Теперь же под лозунгом необходимости прямого вывода на российский рынок акций инвесторов, работающих посредством сервисов европейских расчетно–клиринговых систем Euroclear и Clearstream, вводится обязательный электронный документооборот между российскими эмитентами с проспектами ценных бумаг (около 3 тыс. компаний) и теми их владельцами, учет прав которых осуществляют номинальные держатели, включая центральный депозитарий.
Информация о проведении собраний акционеров, рассылка бюллетеней для заочного голосования и т. п. должны теперь передаваться таким владельцам только посредством системы номинальных держателей с центральным депозитарием (НРД) во главе, по своеобразному каскаду от первого к последующим уровням депозитарного учета прав на ценные бумаги. Соответственно, обратная связь с удаленными (в том числе за границу РФ) акционерами должна в основном поддерживаться не самим эмитентом или его регистратором, а все той же системой депозитарного учета.
Проблема заключается в том, что это теоретически замечательное взаимодействие посредством электронного документооборота, связывающего эмитента с каждым владельцем ценных бумаг, обслуживаемым номинальным держателем, должно возникнуть, как в сказке, на следующий день после публикации вновь принятого закона. На самом же деле этого не произойдет, так как установленная законом цепочка взаимодействия "эмитент — центральный депозитарий — клиентский депозитарий — владелец" к этому пока технологически не готова.
Характерно, что подавляющее число эмитентов и не подозревает о подвалившем счастье. Система электронного документооборота, связывающая эмитентов с владельцами ценных бумаг, еще не отлажена, форматы электронных сообщений не разработаны, участники рынка еще не обучены работе в рамках такой системы, и т. п. Таким образом, возможность проведения юридически корректных собраний владельцев ценных бумаг в акционерных обществах, в реестрах которых присутствует центральный депозитарий, поставлена под вопрос. Вообще говоря, надо было умудриться в условиях нарастающего вала санкций со стороны ЕС и США в интересах мифических новых инвесторов из этих самых юрисдикций собственными руками регулятора и наших доблестных депутатов поставить всех значимых российских эмитентов и их акционеров в такое сложное и неопределенное положение.