Этап приема документов от кандидатов на муниципальных выборах подошел к концу. Финал скандальной кампании несмотря на письма Владимира Чурова и прокурорское усиление оказался таким же как и весь ее ход, а больше всего претензий было к округам Петроградского района.
Спектакль на сцене избиркома МО "Кронверкское" в Петроградском районе собрал полный зал кандидатов из разных партий: КПРФ, ЛДПР, "Яблоко", "Родина" и другие. В перфомансе участвовали в основном начинающие актеры, игра которых впечатлила не всех.
На углу Большой Монетной и Кронверкской - толпа людей, полиция и белый фургон, припаркованный в нарушение правил. До начала работы избирательной комиссии в МО "Кронверкское" - меньше часа. Кандидатам осталось два дня, чтобы сдать документы на выдвижение. Картина - та же самая, что наблюдалась ранее в десятках других округов, то есть очереди, загадочные списки и неизвестные крепкие ребята на входе. Очередь шумит:
"Вы со своими списками приходите, а тогда мы составляли еще один список! И какой из них правильный?"
"Решили отменить все списки, все идут в порядке живой очереди".
"Это кто решил?"
"Мы решили".
"Вы провокаторы! Вы родину продаете!"
"Нет, это вы провокаторы!"
Кандидаты ругаются, не могут определиться, кто за кем идет, ведь списков ожидающих своей очереди в ИКМО, "как у дурака махорки", как говорит секретарь местного отделения Петроградского района партии "Единая Россия" Андрей Бреус. На муниципальных выборах он самовыдвиженец. "Это моя принципиальная позиция. Я считаю, что муниципальная власть – власть вне политики. Муниципальная власть – власть на земле, власть с народом, это общение с людьми и помощь им. Если мы вышли на открытую борьбу, давайте бороться открыто!" - призывает Бреус.
"Если сегодня я не попаду, то готова потратить и завтрашний день на это!" -говорит Ирина Микоева, самовыдвиженец. По ее словам, она уже подала первый пакет документов в среду, простояв в очереди с пяти утра. "Я здесь третий день, и сегодня я попаду в ИКМО!" – уверенно утверждает Андрей Бреус. Через четверть часа настойчивая Ирина Микоева исчезла, увидеть ее ни в этот день, ни на следующий никому не удалось.
"Я пытаюсь сдать документы уже с прошлой среды. В тот день здесь была "карусель": открылась дверь ИКМО, а внутри сидят шесть человек, среди них беременная женщина, и один кандидат на приеме. Затем три дня комиссия не работала из-за протечки канализации. В воскресенье можно было подать документы с 10 до 14 часов. Но я пришел в 11:05, и передо мной закрыли дверь, сказав, что комиссия больше не работает. В понедельник "карусель" продолжилась. Открылась дверь – а там уже пятеро в очереди, один на приеме. Во вторник комиссия работала нормально – приняли семь человек из 21. Мы решили организовать дежурство до следующего дня, чтобы сохранилась очередь, которая была на тот момент. Пришли в 7 утра, а здесь уже стояло около десяти самовыдвиженцев, создавших свою очередь", - рассказывает "родинец" Алексей Вождаев.
"Примерно в три утра ночью с 15 на 16 июля пришли несколько человек, среди них Денис Четырбок. Эти люди утверждали, что их не волнует наша очередь, и организовали свою. Таким образом, была создана "альтернативная очередь", а нас сместили", - объясняет Дмитрий Иванов, кандидат от партии ЛДПР.
Денис Четырбок - замруководителя аппарата спикера ЗакСа Вячеслава Макарова. Макаров - выходец из Петроградского района, он курирует в нем все муниципалитеты. Кстати, и упомянутый Андрей Бреус, член президиума Генсовета "Единой России", считается весьма близким к Макарову человеком.
Четырбок вместе с кандидатом Андреем Матвеичевым утверждают, что той ночью они уже стояли в очереди, а пытался сместить их Григорий Меньшиков из КПРФ, приехавший в три утра со своим списком. У Меньшикова совсем другая версия: "Захватила очередь группа людей во главе с Денисом Четырбоком. Это хулиганские действия против самоорганизации граждан. Список, являющийся актом самоорганизации, был составлен накануне и согласован со всеми ожидающими кандидатами из представленных партий. Все это зафиксировано на видео. На мои аргументы люди ответили, что я являюсь провокатором".
Коммунист Марина Минина, чьей рукой был составлен список, отметила, что в перечень кандидатов, созданный 15 июля и со всеми согласованный, записался и Андрей Бреус, обозначившийся на листе как "Москвин Андрей". На данный момент он утверждает, что этот список нелегитимный, и он его не признает. Более того, Бреус даже не узнает людей, с которыми в течение двух дней стоял в очереди. А депутат МО "Введенский" Юрий Шутов, единоросс, оставил под своим номером "16" пустое место – отказался писать фамилию и имя. "Знаете, было много людей, суета. Все бегали, ругались. Вот и на скорую руку написал. Не помню уже, что именно там происходило", - объясняет Бреус.
После открытия ИКМО в три часа дня внутрь попадают люди, называвшие признанный всеми 15 июля список "нелигитимным". Вход загораживает молодой человек спортивного телосложения, отказавшийся представиться. В комиссию пытается попасть кандидат от ЛДПР Дмитрий Иванов, "родинцы" Никита Шмараев и Алексей Вождаев, "яблочник" Павел Небензя, но никого из кандидатов не пускают. Молодой человек на входе говорит, что "здесь очередь и пойдут все только после него". Около четырех часов приезжает Денис Четырбок и беспрепятственно заходит внутрь – объясняют, что его впустили, потому что он "занимал".
В пять часов появляются новые лица – четверо крепких мужчин с папками и татуировками на теле. Они "оккупируют" территорию, усаживаются на табуретки у входа. Неудивительно, что представляться они отказываются, лишь называют себя самовыдвиженцами. Но не знают, по какому округу выдвигаются. Пришедшие оказались "впереди планеты всей". Всех поставили перед фактом, что они, мол, "занимали давно и ненадолго отходили". На несколько дней. С ними пообщался тет-а-тет и Андрей Бреус. На вопрос, почему молодых людей пропустили вперед, отвечает:
"Так они же стояли, занимали".
"Где они стояли?"
"Ну, на противоположной стороне улицы сегодня с утра".
"Там было пусто. Я их не видела, никто их не видел".
"Странно, они там были".
На противоположной стороне улицы действительно никого не было. Кстати, пришедшие – это те же люди, которые препятствовали входу кандидатов в избирком в МО "Пулковский меридиан" неделей раньше.
В итоге ИКМО объявила "об увеличении времени приема в связи с большим количеством желающих подать документы". Но внутри уже находятся Четырбок, Матвеичев и еще несколько человек. В девять вечера комиссия закрывается, а кандидаты начинают создавать новый список.
Всех "кронверкских" кандидатов можно разделить на три группы. Первая группа – партийцы – реальные претенденты в муниципальные депутаты с готовыми документами на сдачу. В нее входят меньше десяти человек: два коммуниста Григорий Меньшиков и Марина Минина, "родинцы" Алексей Вождаев и Никита Шмараев, "яблочник" Павел Небензя, "жириновец" Дмитрий Иванов, кандидат от партии "РПР-Парнас" Михаил Конев. Фактически, весь "спектакль", который наблюдают зрители-кандидаты на протяжении двух недель, поставлен ради этой великолепной семерки. Именно этим кандидатам так и не удалось зарегистрироваться в МО Кронверкское. Не удалось в последние два дня даже зайти внутрь ИКМО.
Во вторую группу входят самовыдвиженцы, которые прямо или косвенно связаны с партией "Единая Россия". Третья состоит из "массовки": молодые люди крепкого телосложения, сомнительные кандидаты без документов. Они блокировали вход в избирательную комиссию другим кандидатам, создавали "искусственную" очередь. Люди в этой группе постоянно менялись, но количество их было примерно одно и то же – около 12.
В последний день приема документов "кронверкская" избирательная комиссия начала свою работу в 12 часов. Полицейских стало больше, у входа с утра другие спортсмены.
"Ничего не поделаешь, господа. Против лома нет приема", - говорит кандидатам Андрей Бреус.
"Если нет другого лома!" – энергично добавляет кандидат от партии "Яблоко" Павел Небензя, все еще не теряя надежду на лучшее.
Неподалеку, в МО "Аптекарский остров", стоит однопартиец Павла – Дмитрий, которому всячески препятствуют подать документы. Там избирательная комиссия приняла решение работать один час утром и один час вечером. Но несмотря на то, что "яблочник" с раннего утра стоит в маленьком душном помещении и первый в очереди, он до сих пор не зашел в приемную. Председатель вызывает из очереди то одного кандидата, то другого "просто посмотреть" документы, так как "точно помнит этих кандидатов с прошлых дней работы ИКМО". Так и затягивается процесс "простосмотрения" на все приемные часы, которых и так кот наплакал.
В другом муниципалитете Петроградской стороны – МО "Введенский" – в это время тишь да гладь. Никаких провокаций и жалоб со стороны кандидатов нет. "Приходили провокаторы дня три назад, представлялись "родинцами" и "яблочниками". Но в список наш не записывались и приходили просто "потусить", - рассказывает "введенский" кандидат.
К вечеру ситуация в МО "Кронверкское" не изменилась. Только днем вернулись те же молодые татуированные "самовыдвиженцы". Они очень хотели попасть внутрь ИКМО и сдать наконец уже все свои документы: до шести вечера, практически не вставая, сидели на своих табуретках у входа в избирком, хрустели орешками, вели светские беседы между собой и с некоторыми кандидатами и естественно не пускали никого внутрь – очередь же.
"По каком округу выдвигаетесь?"
"По центральному", - недолго думая, отвечает молодой человек в футболке "Drugs saved my life".
"А номер округа какой?"
"Номер? У меня есть только номер военного жетона", - стуча в грудь, отвечает "самовыдвиженец"
Ровно в шесть часов вечера из ИКМО вышел человек, закрыл дверь главного входа на ключ и ушел. Внутри при этом оставались кандидаты. "Ключника" опознали: "Этот человек из группы быстрого реагирования в понедельник всячески препятствовал входу в ИКМО, запрещал даже разговаривать рядом. Он не представился. Приехала полиция, у него при себе никаких документов не было", - поясняют кандидаты.
Прошло больше часа, никто не выходил. Полиция не уезжала, зато приехала скорая. Андрей Бреус на вопрос "Что произошло?" ответил: "Учение". Через два часа после закрытия избирательной комиссии в окне еще горит свет, но сквозь жалюзи и решетку можно разглядеть, что никого в помещении уже нет.
Тем временем в "Новоизмайловском" бились кандидаты от ЛДПР. Они принесли документы в срок, и даже с запасом времени, но внезапно получили в ответ извещение о том, что в документах не хватает выписки из протокола, подтверждающего выдвижение от партии. "Что очень странно, ведь эта выписка у всех в документах была", - рассказал кандидат Илья Чарушников. В последний день работы комиссии, в пятницу, "жириновцы" принесли в ИКМО уведомление о том, что все документы на месте, приложив копии, но попасть внутрь не смогли - очередь. "Стояло около 40 человек, большинство настоящие кандидаты, но были, кажется, и провокаторы, они проходили внутрь и сидели там по 40 минут, хотя процедура занимает минут 15-20", - заметил Чарушников.
Одному кандидату все же удалось пройти. Но досдать документы он не смог, так как, по версии членов комиссии, он должен был принести их 17-го, а не 18-го июля. "Заседание комиссии по нашему вопросу было назначено на 19-е, и было сказано, что документы надо принести за день до заседания. Это 18-е, но в комиссии сказали, что 17-е, - удивляется Илья Чарушников. - Затем комиссия вроде бы приняла решение о продлении работы на два дня, повесили объявление о часах работы в субботу и воскресенье, но в субботу, когда я пришел с журналистами, она не работала, через охранника избирком передал, что решения нам отправлены по почте. Хотя часом ранее другой кандидат на прием попал". Сейчас кандидаты от ЛДПР собираются подавать в суд, чтобы регистрироваться по суду, и пишут обращения партийным лидерам.