Редактор dp.ru Александр Сологуб - о рекордной субсидии РЖД в 100 млрд рублей.
Правительство России
активно обсуждает вопрос о выделении РЖД в 2015 году 100 млрд рублей субсидий — это рекордная сумма за то время, что компанией руководит Владимир Якунин.
За время его правления железнодорожная монополия, согласно ее финансовой отчетности, получила из бюджетов всех уровней около 500 млрд рублей. Львиная доля этих средств (около 75%) пошла на компенсацию убытков от перевозок грузов и пассажиров, а остальное было направлено в поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии. При этом общая протяженность железнодорожных путей, согласно данным Росстата, в России сократилась.
Выручка компании растет в основном за счет увеличения тарифов. Грузовладельцы и пассажиры отказываются от постоянно дорожающих услуг госмонополии при неизменном их качестве. В последние годы РЖД регулярно отчитывается о снижении погрузки, перевозок пассажиров на поездах дальнего следования, а в этом году на спад пошли пригородные пассажирские перевозки. Спрос растет только на скоростные поезда, но на их развитие хронически не хватает денег.
С 2005 года совокупный годовой доход РЖД вырос в 2,4 раза, превысив по итогам 2013 года 1,3 трлн рублей. Зато объем поглощаемых субсидий за то же время увеличился в 30 раз, как будто эффективность компании измерялась не динамикой выручки и прибыли, а расходованием бюджетных средств.
В 2005 году, когда Владимир Якунин возглавил железнодорожную монополию, она получала от государства 2,5 млрд рублей, из которых 1,6 млрд рублей шли на компенсацию убытков по пассажирским перевозкам, а остальные 875 млн рублей — на приобретение основных средств. В этом же году размер субсидий, одобренный правительством, превысил 76 млрд рублей, из них примерно 62% идет на компенсацию пассажирских перевозок.
Рекордный объем субсидий на 2015 год госмонополия просит притом, что ей разрешат повысить тарифы не более чем на величину инфляции, пока это 6%. Однако президент РФ Владимир Путин уже распорядился уменьшить размер субсидий за счет увеличения тарифов на 10%.
Насколько сократятся субсидии, пока не подсчитали. Но риторика федеральных чиновников уже изменилась. Когда они замораживали тарифы, то говорили, что это позволит замедлить рост цен. А теперь уверяют, что, собственно, тарифы на железнодорожные перевозки не сильно влияют на динамику цен. Может, и так, поскольку грузовладельцы предпочитают менее дорогие виды транспорта, например автомобильный, а пассажиры все чаще летают благодаря господдержке региональных авиаперевозок, которые, кстати, обходятся казне значительно дешевле субсидирования железнодорожного сообщения.
Однако можно предположить, что повышение тарифов даже на 10% при снижении количества груза и числа пассажиров может не дать РЖД желаемого увеличения дохода и потребуются дополнительные субсидии. Если так пойдет и дальше, то государству придется не только повышать налоги, чтобы удовлетворить растущие аппетиты железнодорожников, но, может, даже и печатать новые деньги, а эти меры неизбежно приведут к росту цен.