Писателю Сергею Довлатову через два года исполнилось бы 75 лет. Вокруг памятника одному из символов города сложилась, однако, патовая ситуация. Памятник есть, он всем нравится, но поставить его пока нет возможности.
В преддверии грядущего юбилея Сергея Довлатова в деревне Березино Псковской области, где Довлатов снимал жилье во время работы в Пушкинском заповеднике, недавно открыли дом-музей, а в Нью-Йорке на днях именем Довлатова назвали улицу. Станислав Говорухин снимает фильм по произведениям писателя. В Петербурге задумали поставить памятник.
Автор идеи — гендиректор ЗАО "Евросиб" Дмитрий Никитин, он же и профинансировал работу. Инициатива личная, говорят в его окружении, — просто из любви к литературе и к Довлатову в частности. Архитектор — Вячеслав Бухаев, он известен, например, памятниками Анне Ахматовой, жертвам политических репрессий на Воскресенской набережной (бывшей Робеспьера), Анатолию Собчаку, и другими, например, "Чижиком-Пыжиком" и "Носом майора Ковалева". Довлатов в скульптурном воплощении получился "свойский", не парадный — в расстегнутой на вороте рубашке писатель стоит в проеме распахнутой двери. Высотой чуть больше оригинала, 2,2 м. Ради полного сходства авторы встречались с людьми, хорошо знавшими Довлатова. При желании, по замыслу авторов, рядом можно поставить еще стол с пишущей машинкой и стулья.
Памятник готов к отливке, но проблема в том, что поставить его оказалось негде. По идее, ставить надо в центре, в окрестностях "Пяти углов" и Рубинштейна, где Довлатов жил, и о котором писал. Не в спальных же районах. Изначально авторы предполагали скверик на углу Рубинштейна и Графского переулка. В квартале от этого места, на Рубинштейна, 23, писатель прожил больше 30 лет, там висит мемориальная доска. Но место не подошло. "Категорически не годится, — считает глава Общественной палаты при губернаторе и директор музея "Исаакиевский собор" Николай Буров. — Рядом дом Ольги Берггольц (Рубинштейна, 7), это "ее" место, к тому же, памятник потеряется там. Может быть, горожане предложат какое-нибудь "народное" место".
При этом сам памятник Буров горячо одобряет. Он более чем уместен, говорит он, и композиция удачная: Сергей Довлатов через дверь как бы выходит в вечность. Но вот надо найти место. Общественная палата, по словам Николая Бурова, последняя инстанция в деле согласования памятника, и туда желательно принести уже готовый проект, с местоположением. А до этого памятник надо согласовывать в КГА. Там заявление рассматривается и согласовывается, затем эскизный проект утверждает Градсовет, а уж затем он направляется в Общественную палату, до недавнего времени именовавшуюся Общественным советом.
Один ответ из комитета Дмитрий Никитин уже получил. В КГА "расписали" его обращение к губернатору Георгию Полтавченко еще в марте. Главный художник Петербурга Александр Петров в ответе развел руками — во-первых, не прошло еще 30 лет со дня смерти (Довлатов скончался в 1990-м). В таких случаях исключение может быть сделано только по письменному указанию губернатора. Во-вторых, закон "О границах зон охраны..." запрещает в охранной зоне ОЗ-1 "размещение скульптурных композиций, за исключением утраченных на территориях открытых городских пространств". И про Берггольц Петров, как и Буров, вспоминает. В общем, по предложенному адресу в комитете установку памятника считают "нецелесообразной". Угораздило, в общем, Довлатова жить прямо в охранной зоне. Кто бы мог предвидеть.
После получения такого ответа официального заявления в КГА организаторы уже не стали писать, но ездили общаться с чиновниками. "В устной беседе нам сказали, что сначала мы должны найти место, — рассказывает советник Дмитрия Никитина Марина Медведева. — Примерно то же самое сказали в КГИОП". В КГИОП, кстати, с января все равно нет председателя. Сейчас, по словам Медведевой, инициативная группа готовит заявление в Общественную палату и ищет новое место. Среди вариантов — угол Большой Московской и Разъезжей или дворик на Загородном, 15.
Исключения из строгих правил установки памятников бывают. Два года назад, например, на улице Марата открыли памятник Петру Багратиону — к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Тоже в центре. Но на этот счет было распоряжение губернатора, хотя даже несмотря на это, процесс согласования затянулся до последнего. Собираются установить памятник Иосифу Бродскому на Пестеля, но это уже не ОЗ-1. Раньше Бродского собирались увековечивать на Пироговской набережной, но постановление правительства было выпущено еще до вступления в силу закона об охранных зонах, да и памятника в итоге не случилось. Вообще же, согласовать памятник дело весьма нудное. Памятник спецназу в парке Интернационалистов, открытый в 2012 году, и тот семь лет согласовывали.