К "Ленте", "Окею" и группе X5 присмотрится ФАС

Автор фото: Свистунова Валентина

Антимонопольная служба оценила долю трех компаний на рынке торговли в 55%. К жалобам на этих трех игроков рынка будут относиться особенно внимательно.

Как заявил сегодня глава петербургского УФАС Вадим Владимиров, антимонопольная служба проанализировала работу петербургских торговых сетей и пришла к выводу, что на рынке намечается монополия.
"По нашим оценкам, три сети, "Лента", "Окей" и "X5 Ритейл Групп" занимают 55% всего рынка. В случае поступления жалоб на эти компании, они будут тщательно изучены", — уточнил Вадим Владимиров.
Работу трех сетей в Петербурге он назвал термином "коллективная доминанта". Правда, пока, по его словам, жалоб  не поступало.
По данным Росстата, цены на продовольственные товары в России выросли за семь месяцев 2014 года на 7,6%, а по сравнению с июлем 2013 года и вовсе на 9,8%. Сильнее всего подорожали мясо, яйца, сахар, алкоголь и овощи-фрукты. В целом индекс потребительских цен в России составил 105,3% к декабрю 2013 года. В Петербурге цены растут еще быстрее: по сравнению с началом года — на 6%.
При этом большинство ритейлеров отрицают факт роста цен, например, как заявили в X5 Retail Group, цены пока не меняются, и ограничения на ввоз продуктов из Евросоюза на стоимость продуктов в сети не повлияли. Что касается заявления УФАС, его в компании не считают признаком грядущих перемен на рынке. «Нарушений у нас никаких нет, наша доля в Питере уже меньше 25% и мы можем продолжать на законных основаниях открывать новые магазины в городе», - говорят в X5 Retail Group, добавляя, что в Европе доля сетевой розницы достигает 80-90% и нарушением антимонопольного законодательства это не считают.  
В целом ритейлеры не хотят признаваться в проблемах и рапортуют о том, что и спрос, и цены остаются на прежнем уровне. «Если участники рынка начнут искусственно замораживать цены, скорее всего, это коснется базовых товаров. У нас такой продукции не так много, покупатель к нам приходит за другим, - сообщили в «Азбуке вкуса».
Однако владельцы менее крупных локальных сетей изменения на рынке чувствуют остро. «Сейчас нередко между ритейлерами ведется борьба за товар, фрукты и «Боржомт» одна сеть скупает у нескольких разных дилеров. А в выигрыше оказываются поставщики, которые раньше конкурировали с импортом», - рассказывает Александр Мышинский, основной собственник сети «РеалЪ». Он отмечает, что арбузы в оптовой продаже в этом году стоят в три раза дороже, чем в 2013 году, бананы - дороже на четверть. До 20% поднимают закупочные цены и производители молока, которых пока не коснулись органичения Роспотребнадзора.
«В сетях большая часть товаров - импортные, и возможно, УФАС намекает на то, что если на рынке ничего не поменяется, а санкции продолжатся, то Петербург просто останется голодным», - предполагает председатель Ассоциация малого бизнеса в сфере потребрынка Алексей Третьяков.
До сих пор государство благоволило крупным сетевикам (например, именно законодательные изменения стали причиной снижения доли нестационарной торговли на рынке). И эксперты считают, что государство посредством заявления УФАС дает понять ритейлерам,  их тоже могут попросить об одолжениях – например, поступиться маржой и не повышать цены на базовые товары.