Петербургские монополисты судятся за долги с компанией холдинга "Петротрест", совладелицей которой выступает бывшая мурманская чиновница Елена Прибыткова, чьи бизнес–структуры тоже задолжали поставщикам тепла в общей сложности около 27 млн рублей.
Против нескольких компаний, входящих в холдинг "Петротрест", возбуждены банкротные иски по долгам перед ресурсоснабжающими организациями и поставщиками стройматериалов. Наиболее крупный должник — ООО "Дезис Петротрест", которое контролирует бывшая глава управления финансов города Мурманска Елена Прибыткова. Оспариваемый в суде долг компаний холдинга перед коммунальными монополистами составляет около 27 млн рублей.
Кому и сколько
Крупнейший кредитор фирмы "Дезис Петротрест" — ДСК–3 (принадлежит "Инвестстрою" Елены Батуриной). Как рассказали в ДСК–3, в 2008 году по договору с этой компанией "Фирма "Петротрест" должна была выполнить пусконаладочные работы на инженерных сетях, чтобы подключить по постоянной схеме тепло и горячую воду в жилом комплексе на Белградской ул. (застройщик — ДСК–3). Но теплосети на баланс города так и не переданы, говорят в ДСК–3. Тепло и горячую воду для обеспечения дома получает застройщик по договору с ТГК–1, а квартплату с жильцов собирает и перечисляет в адрес ДСК–3 "Дезис", получивший дом в управление в 2009 году. По данным ДСК–3, до 2012–го УК направляла деньги застройщику, хотя и с перебоями. А потом перестала. Долг с учетом пеней — 15 млн рублей. "Мы требуем эти деньги с ДСК–3. Для нас этот дом — недостроенный объект. Но ДСК–3 предоставил документы, что не получает денег от УК", — говорят в ТГК–1. Монополист подал иск против ДСК–3 и привлек соответчиком "Дезис Петротрест". Еще один кредитор "Петротреста" — ГУП "ТЭК". По жилому комплексу на Туристской ул. долг за теплоснабжение составляет 9,4 млн рублей. ГУП "ТЭК" подало иск о банкротстве "Фирмы "Петротрест".
Только за 2014 год против структур "Петротреста" инициировано три банкротных иска и 52 — о взыскании долгов перед монополистами, поставщиками стройматериалов и подрядчиками. Так, "Водоканалу" "Дезис Петротрест" должен 2,35 млн рублей. "Группа ЛСР" с 2011 года через суд взыскала с должника более 6 млн рублей.
Новые владельцы
Холдинг "Петротрест" работает на петербургском рынке с 1990 года. Владелец основных его активов — президент холдинга Леонид Цапу.
По данным компании, с ее участием было построено 120 объектов, из них 24 — жилые. В 2013 году "Петротрест" ввел 38,4 тыс. м2 жилья (1,5% всех сданных новостроек Петербурга).
В этом году по 51% в двух компаниях холдинга ("Дезис Петротрест" и "Петротрест Аренда") купила Елена Прибыткова (остальные 49% у Леонида Цапу), а ее брат Андрей возглавил их. В Петербурге действует три компании "Дезис Петротрест". У всех разные ИНН, но одни и те же собственники и руководитель.
Елена Прибыткова известна судебными историями и в Мурманске, где она полностью или частично владеет примерно 30 фирмами в сфере недвижимости и финансов. Еще столько же у ее брата. В 2011 году Елена Прибыткова была осуждена Первомайским судом Мурманска на 3 года колонии за взятку, которую она дала одному из руководителей УВД, чтобы тот помог закрыть уголовное дело, возбужденное против нее в 2008–м. Дело было связано с установкой терминалов для приема квартплаты, которые появились в Мурманске, когда Елена Прибыткова возглавляла финансовое ведомство города. По версии следствия, терминалы были установлены незаконно, и не все деньги, прошедшие через них, попадали поставщикам услуг. В Мурманске у компаний, связанных с Еленой Прибытковой, также есть долги за коммунальные услуги. Так, по нескольким искам ТГК–1 к этим фирмам суд вынес решение о взыскании 753 млн рублей, но деньги должники не возвращают, говорят в ТГК–1. "В Мурманске у нас договоры с несколькими фирмами Елены Прибытковой, обслуживающими около 400 домов. Самая крупная — "Октябрьское ЖЭУ". Бывший гендиректор и совладелец этой компании Григорий Димов нанес нашей "Мурманской ТЭЦ" ущерб 202 млн рублей и осужден на год колонии", — сообщили в ТГК–1.
Не в курсе
Связаться с Еленой Прибытковой не удалось. В "Петротресте" заявили, что ЖК на Белградской ул. давно подключен по постоянной схеме теплоснабжения. В холдинге подтвердили, что у "Петротреста" есть задолженности перед несколькими компаниями. Но они "возникли в результате обычной хозяйственной деятельности и будут погашены в течение августа–сентября 2014 года".
Что касается долгов "Дезис Петротрест", то в холдинге сообщили: "С апреля 2014 года, после смены руководства компании, было принято и исполняется соглашение о переводе в адрес ресурсоснабжающих компаний 100% платежей, поступающих от населения. Имеются подтверждающие документы. В ТГК–1 и ДСК–3 были направлены информационные письма, регулярно производятся сверки по платежам". О судимости Елены Прибытковой и о наличии у нее бизнеса в Мурманске руководство холдинга не знает.
УК не виновата
Некоторые эксперты считают, что нельзя обвинять "Дезис" в образовании задолженности. Сама система управления жильем устроена так, что у управляющей компании не может не образовываться задолженности, говорит заместитель главы жилищного комитета Петербурга Валерий Вогачев. Например, если УК взыскивает долги с жильцов с помощью коллекторского агентства, эта услуга стоит от 15% суммы долга. При этом часть долгов все равно не возвращается. Тариф на управление (2% от квартплаты) не покрывает эти расходы, поэтому обычно УК сами разбираются с неплательщиками, но не у всех есть для этого квалифицированные специалисты, пояснили в УК "Стакс". Долги образуются также из–за несовершенства правил расчета платежей за коммунальные услуги. Платежи за тепло, собираемые с жильцов, меньше, чем те, которые выставляет управляющей компании поставщик ресурса. Все эти долги накапливаются, и погасить их УК не может, так как иного дохода, кроме квартплаты, а также имущества, которое можно было бы продать, у нее нет.
“
Мы стараемся не доводить до банкротства, а решать вопросы мирным путем или взыскиваем долги через гражданские иски в арбитражном суде, как в ситуации с "Петротрестом". Если это не удается, то оцениваем перспективы взыскания задолженности и по результатам оценки принимаем решение, подавать ли заявление о признании должника банкротом. Если дело о банкротстве в отношении нашего должника уже возбуждено по заявлению иного лица, мы, как правило, вступаем в такие дела, так как в данном случае выплаты могут производиться только в рамках законодательства о банкротстве.
Светлана Воронина
директор по правовым вопросам "Группы ЛСР"
“
Доход управляющей компании более чем скромный, всего 2% от собираемых платежей. Из этих денег УК должна оплачивать услуги бухгалтеров, адвокатов, когда приходится взыскивать долги с жильцов–неплательщиков (а их около 5%), рассчитываться за выставление счетов по квартплате, за ведение счета в банке. Любую УК можно обанкротить уже через несколько месяцев после начала работы, потому что долги есть у всех. Нужно переходить на прямые договоры собственников жилья с монополистами. Тогда хотя бы с неплательщиками будут разбираться сами поставщики коммунальных услуг.
Евгений Пургин
генеральный директор УК "Стакс"