Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил разработать новую продовольственную программу. "Новая страница развития сельского хозяйства" призвана избавиться от импорта. В советские годы продпрограммы тоже должны были помочь в этом, но действительность получалась другой.
На встрече с губернатором Ставропольского края Владимиром Владимировым премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о "начале новой страницы развития сельского хозяйства в стране". Речь идет, как пояснил Медведев, о новой продовольственной программе. "Мы такая страна, такое государство, которое может и должно само себя кормить, и не только кормить, но и поставлять продукты в другие регионы, другие страны", — пояснил он.
Чтобы "придать необходимую динамику развитию именно тех областей сельскохозяйственного производства, которые у нас до этого не развивались и в значительной мере были зависимы от импорта" и "практически уйти от зависимости, от импорта по целому ряду сельскохозяйственных культур и отдельным видам животноводства", премьер подписал поручение минсельхозу, минэкономразвития и минфину откорректировать госпрограмму развития сельского хозяйства так, чтобы она позволила уйти от импортных поставок. Что важно — финансирование можно и нужно предусмотреть "сверх ранее одобренных объемов бюджетных ассигнований". То есть выделить еще больше средств.
Действующая госпрограмма развития сельского хозяйства до 2020 года вступила в силу с прошлого года. Она предусматривает финансирование в объеме 2,28 трлн рублей (1,5 трлн средств федерального бюджета и 777 млрд региональных) и увеличение производства на 20,8%. Предполагается рост производства скота и птицы на 33%, потребления мяса на душу населения — с 69,1 до 73,2 кг в год, экспорта зерна — до 30 млн т и так далее. Вообще, госпрограмма и так призвана обеспечивать "продовольственную безопасность страны". Но поправки в нее, видимо, должны стать настолько серьезными, что дают Медведеву основания называть ее "новой страницей развития".
В СССР тоже заботились о сельском хозяйстве и регулярно принимали различные продовольственные программы. Последняя, до 1990 года, была принята в 1982 году. Генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев, выступая на пленуме, обосновал ее нехваткой продуктов, несмотря на достигнутые успехи. Хотя "за пятнадцать лет душевное потребление мяса и мясопродуктов увеличилось на 41%, молока и молочных продуктов — на 25%, яиц — почти в два раза, овощей — на 35%, — говорил генсек, — ...мы не можем не видеть, что продовольственная проблема далеко не снята еще с повестки дня... Если по общему уровню калорийности рацион питания советского человека соответствует физиологическим нормам, то структура питания нуждается в улучшении. Не удовлетворяется спрос на мясные и молочные изделия, недостает овощей и фруктов. В ряде районов имеют место перебои в торговле продовольственными товарами". По мнению генсека, дело было в том, что у населения растут денежные доходы, а значит, и потребление, и спрос на продукты, за которыми не успевает производство. Михаил Горбачев, тогда еще просто член Политбюро, продовольственную программу называл "живым воплощением ленинских идей о надежном продовольственном фонде страны и всестороннем прогрессе села в условиях зрелого социализма".
Согласно принятой программе, за десять лет, с 1980 до 1990 года, потребление мяса и мясопродуктов должно было вырасти с 58 до 70 кг, молока и молочных продуктов — с 314 до 330 кг и так далее. Предусматривались меры по мелиорации земель, налаживанию выпуска минеральных удобрений, поставке в колхозы и совхозы десятков тысяч тракторов и комбайнов, развития машиностроения, внедрения достижений науки, социального развития села, были созданы агропромышленные объединения, а через два года и Госагропром.
Об успехах начали рапортовать почти сразу. Труд "Забота партии о росте благосостояния народа" д.и.н. В.Куликова в 1983 году утверждал: уже в первый год действия программы "труженики сельского хозяйства... добились роста производства валовой продукции на 4%. Заметно увеличился сбор зерновых... возросло производство... картофеля мяса, молока, надои которого до этого четыре года подряд снижались". Интересно, что и статистика утверждает, что по крайней мере основные показатели продовольственной программы к 1990 году были выполнены.
Но на практике дело выглядело для граждан совсем по-другому: и мясо, и другие продукты были в дефиците, да и качество стремительно падало (что, с другой стороны, помогало обеспечивать статистику). К 1989 году пришлось вводить талоны на продукты, и Михаил Горбачев, уже генсек, докладывал пленуму: "Действительность такова, что продукции сельского хозяйства нам не хватает. Государство вынуждено производить за рубежом крупные закупки зерна, мяса и некоторых других продуктов. Мы по-прежнему уступаем развитым странам и по производительности труда, и по урожайности полей, и по продуктивности животных, и по разнообразию и качеству продуктов питания... Дефицит продовольствия создает социальную напряженность, вызывает не просто нарекания, а уже недовольство людей. Такая ситуация с продовольственным снабжением сохраняется многие годы".