Петербургские импортеры фруктов активно ищут новых партнеров. Перед поставщиками из стран, не попавших под действие эмбарго, открылся рынок объемом $0,5 млрд. На полках магазинов уже появились фрукты из Африки и яблоки из Китая.
На прошлой неделе в Петербург прибыли первые суда с фруктами из Африки, а на полках уже появились яблоки из Китая. Чтобы избежать разрывов поставок после введения эмбарго, местные предприниматели активно ищут партнеров в экзотических странах. Первое место по объему поставок фруктов в Россию традиционно занимает Эквадор, основной производитель бананов. В прошлом году из этой страны через Северо–Западное таможенное управление прошло поставок на $927,4 млн. Но в топ–10 крупнейших поставщиков также входили Испания, Польша и Бельгия с общим объемом поставок в 2013 году $254,2 млн. Общий объем импорта фруктов из Европы и США был в 2 раза больше.
"На страны Европы приходилось 80% сезонных поставок, — говорит Роман Гаджиев, генеральный директор United Fruit Company SMIT. — Например, косточковые привозили из Испании, Италии, Греции, а яблоки и груши — из Польши, Германии, Бельгии и Голландии".
Первые партии
У одного из крупнейших петербургских поставщиков "АйБаРус" более 30% поставок приходилось на импорт из Европы, компания привозила косточковые фрукты из Испании и Греции. "Сразу после принятия запрета мы переориентировались на Турцию и Сербию, в течение 2 – 3 дней уже пошли первые партии, но полностью поставки не восстановили, так как сложно найти те же объемы", — говорит Антон Ченаш, менеджер по продажам в розничные сети "АйБаРус". United Fruit Company SMIT ищет альтернативы в Сербии, Македонии, а также странах дальнего зарубежья — ЮАР, Аргентине, Чили, Индии. Сеть "Дикси" усилила работу с поставщиками из России — с Кубани, из Краснодарского и Ставропольского краев. Кроме того, уже сейчас в рамках действующих договоров на полках "Дикси" появились персики и виноград от производителей Турции и Македонии.
Судя по данным таможни, все эти страны уже работали с Россией, но по объемам поставок не входили даже в топ–20 поставщиков. Так, Израиль, Сербия и Индия в 2013 году привезли фруктов на $20 – 30 млн. Чтобы полностью закрыть потребности региона во фруктах, объемы должны увеличиться в 2 – 3 раза.
Недоверие к новичкам
Быстро заместить закрытые к ввозу европейские фрукты за счет новых поставщиков не получается. В течение первых 2 недель после введения запрета поставщики обеспечивали не более 30% от привычных объемов. Во–первых, страны, не попавшие под эмбарго, не успели высвободить необходимые объемы. Экстренные закупки в начале августа позволили перехватить свободные объемы на рынке, но основные контракты заключаются заранее и уже распределены на рынке.
Другая причина — ограниченные финансовые ресурсы местных посредников.
"Поставщики из других стран специально не повышали цены, но, поскольку с Россией никогда не работали, тех скидок, которые давали европейские партнеры, уже нет", — говорит Антон Ченаш. Кроме того, по его словам, поставщики просят предоплату.
Наконец, конкурентным преимуществом Европы всегда была географическая близость к Петербургу. "Если из Европы заказы приходили за 5 дней, то теперь счет идет на недели, до 25 дней", — признается Роман Гаджиев.
Морские перевозки остаются наиболее удобным логистическим маршрутом доставки из стран–экспортеров, и объемы перевозки будут только расти, уверены в "Дикси".
“
Перебоев в поставках фруктов не ожидается. Петербургские импортеры очень быстро перестраивают логистику, и уже пришли первые корабли из ЮАР. В Европе остаются Македония, Словения, Сербия. Очень мощно поднимается ЮАР, там растут почти все фрукты. Остальное привозят Турция, Израиль, Китай. К примеру, Израиль всегда предлагал высокое качество, но и высокие цены, поэтому раньше работал в основном с Европой. Теперь же в Европе затоваренность, и Израиль тоже будет разворачиваться на нас. Логистика меняется вслед за рынком: уже сейчас на 30 – 40% выросли поставки с Дальнего Востока, пока это рыба. Но потом на этот же железнодорожный маршрут переключатся импортеры фруктов из Китая.
Олег Солтанов
гендиректор агентства закупок "ЭкспоПро"