За две недели до выборов губернатора Петербурга горожанам вопреки обычаю не представляют никаких социологических замеров. С одной стороны, социологи говорят, что в имеющихся условиях это неинтересно, но в то же время некоторые интриги сохраняются и остаются без прогноза.
Одним из непременных атрибутов любых выборов всегда были опросы избирателей и замеры рейтингов кандидатов. Социологи как правило вели наблюдения едва ли не еженедельно, выясняя шансы претендентов на кресла, но выборы губернатора Петербурга в этом смысле стали исключением, и за две недели до дня голосования почти никаких прогнозов нет.
Еще в июне опрос
проводила соцслужба Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, выявив, что на избирательные участки собираются прийти 51,8% петербуржцев, голосовать за Георгия Полтавченко — 39,2%, за Оксану Дмитриеву — 13,6%, 35,9% не определились. Дмитриева, как известно, зарегистрироваться в итоге не смогла. На днях малоизвестное агентство "Эпицентр" представило результаты опроса, согласно которым явка прогнозируется также в 50%, Полтавченко набирает 72% среди тех, кто намерен голосовать, на втором месте — Андрей Петров из "Родины" с 9,7% (опрошено в течение четырех недель 4 000 человек).
На социологию в штабах кандидатов, в том числе Георгия Полтавченко, выделяются значительные средства, говорит профессор СПбГУ, доктор социологических наук Дмитрий Гавра, но все исследования носят закрытый характер. Но сейчас, считает он, большого смысла в замерах все равно нет — летом избиратели разъезжаются из города, и реальной картины не получится, "любые измерения в июле-августе дают ошибку". Да и избирательная кампания по сути начинается только сейчас, когда горожане возвращаются, а кандидаты начинают активную агитацию. Но социологам, которые не работают со штабами, ситуация не очень интересна, замечает эксперт.
С ним согласен руководитель Агентства социальных исследований Роман Могилевский: исход слишком очевиден, если раньше интерес социологов вызывало возможное противостояние Полтавченко и Оксаны Дмитриевой, то теперь нет мотивации. Но это не единственный фактор. "Это первый раз, когда к нам никто не обратился с просьбой провести исследование", — удивляется Могилевский. Что касается муниципальных выборов, то на этом уровне у отдельных муниципалитетов нет фондов на исследование в масштабах города, а партии тоже интерес не проявляют. К исследованию "Эпицентра" он относится осторожно, считая, что показатель Полтавченко в 70% может быть завышен.
Между тем, несмотря на предсказуемость общего исхода, некоторые интриги на выборах губернатора сохраняются. Ведь важно не просто победа Полтавченко, но и условия, в которых она будет получена. Дмитрий Гавра называет в их числе вопрос явки; вопрос обладателя второго места (ввиду небольшой известности кандидата от КПРФ Ирины Ивановой, говорит он, это будет "чистый эксперимент по голосованию за условного кандидата от коммунистов"); вопрос количества испорченных бюллетеней, к чему призывают "Справедливая Россия", "Яблоко" и "Гражданская платформа". Прогноз Гавры по явке — около 30%, Могилевский считает, что может быть в районе 50% или даже чуть больше, хотя эксперты оговариваются, что прогнозы только примерные.
Как правило, в преддверии выборов появляются и так называемые "формирующие опросы", призванные заранее подготовить общество к определенному результату. По словам директора "Эпицентра" Алексея Яушева, опрос его агентство проводило по своей инициативе и за свой счет, вне всякой связи с штабом Полтавченко, но Могилевский отмечает, что такие мероприятия вообще дорогостоящие. Можно отметить, что согласно опросу "Эпицентра", уже 22% готовых проголосовать желают сделать это досрочно. На самом деле, это беспрецедентно высокая цифра, но оппозиция как раз подозревает, что именно на досрочном голосовании могут быть значительные фальсификации в пользу "кандидата номер один". А вот о готовности испортить бюллетень вопрос не задавался.
Отсутствие социологии играет на руку кандидатам, чей итоговый результат сравнивается с результатами опросов, и заметные отклонения всегда вызывают вопросы. Какой бы ни была явка и количество голосов, набранных Полтавченко и другими кандидатами, они будут такими, как будет объявлено, получит ли и.о. губернатора 50% или 70%. Что укладывается в общую стратегию кампании, которую стараются сделать как можно менее заметной для горожан. С другой стороны, это может указывать и на неуверенность кандидатов в своем рейтинге и конечном результате.