Кирилл Золотухин и Тимофей Федотов заковывают своих клиентов в наручники и посылают в тюрьму. За это они берут с них деньги. Их проект "Квеструм" — один из 20 эскейп–румов, работающих в Петербурге.
Кирилл Золотухин и Тимофей Федотов (обоим 26 лет) идею для своего бизнеса нашли в блоге у дизайнера Артемия Лебедева. В своем интернет–дневнике он в красках описывал впечатления от прохождения игры "Клаустрофобия" — первого российского квеста в реальности, выполненного по мотивам компьютерных игр серии escape the room и передачи "Форт Байяр". Смысл развлечения таков: игроков запирают в помещение, из которого надо выбраться за определенное время. Выйти из комнаты можно, решая интеллектуальные задачи, разгадывая головоломки, проявляя смекалку и сообразительность.
Добавить технических моментов
Прочитав эту запись, друзья решили открыть свой аналогичный проект. Так и родился "Квеструм". Они изучили историю эскейп–румов и пришли к выводу, что формат изобрели одновременно в США и в Китае в 2006 году, затем идею подхватили японцы, и она стала стремительно набирать популярность во всем мире. "Мы решили, что если уж азиатам, европейцам и даже американцам понравилось, то можно предлагать, то и петербуржцам должно", — вспоминает Тимофей.
Тогда (в начале весны 2014 года) в Петербурге еще не работал ни один эскейп–рум. Друзья отправились в Москву, где открылась первая "Клаустрофобия", чтобы сыграть в квест и посмотреть на бизнес с точки зрения клиента. В сюжет своей игры они решили добавить технические элементы — благо за плечами друзей были Политех и опыт в программировании. Под квест специально были написаны некоторые программы, в комнатах используются лазер и электронные головоломки, QR–коды и так далее.
Читайте также:
Бизнес
Какие квесты будут популярны в 2016 году
В поисках подходящего помещения предприниматели первоначально рассматривали "Этажи" и "Ткачи", но в итоге через риелтора арендовали помещение на Конюшенной пл. Вскоре в "Этажах" открылись конкуренты "Квеструма" "Нора кролика", а в "Ткачах" — "Чертоги разума", да и в помещении, где сняли площадь ребята, вот–вот должна открыться очередная комната "Клаустрофобии".
Над открытием первой комнаты–квеста трудилась команда из пяти человек: дизайнер, инженер, строитель и сами владельцы. Первая игра состоялась 30 апреля, спустя 2 недели после того, как помещение было взято в аренду.
Интеллектуальные игры
Первый квест, "побег из тюрьмы", работал в одиночку месяц: на нем тестировались все бизнес–процессы. В начале июня молодые люди открыли для посетителей еще одну комнату, которая получила название "Фотолаборатория призрака".
За время работы проекта квесты прошли около 5,5 тыс. человек.
На открытие двух комнат друзья потратили 1 млн рублей: банковский кредит, займы друзей, а также собственные накопления (у Кирилла есть параллельный бизнес iPapai — розничная сесть по продаже аксессуаров для мобильных телефонов).
"Квеструм" окупился в середине августа, оборот компании в месяц составляет 750 тыс. рублей. "У большинства квестов есть проблема — из комнаты очень сложно выйти, — объясняет Тимофей. — В этом случае клиенты все равно заплатят деньги, но не получат удовольствия, а значит, не приведут своих друзей".
Дикий рост
В Петербурге больше 22 эскейп–румов, принадлежащих 10 различным сетям. Среди них — Lostroom, ILocked, "Взаперти", "Клаустрофобия". Объем рынка оценивается в 8 млн рублей в месяц. Средняя продолжительность жизни одного квеста на рынке — минимум 3 года, но есть и зарубежные примеры, когда комнаты существуют по 5–7 лет.
"Сейчас дикий рост — рынок еще не насытился, но уже заметно ужесточилась конкуренция, — говорит Кирилл. — В Москве первый квест открылся в декабре 2013 года, в Петербург квесты пришли в марте 2014–го, и уже сейчас больше десятка предложений". Рост популярности этого развлечения побудил ребят открыть "Квеструм" в Стокгольме — в этом городе рынок эскейп–румов еще не сформировался (для сравнения: в Будапеште работают 40 комнат). Инвестиции составили 1,5 млн рублей. Под проект молодые люди нашли частного инвестора.
"Если учитывать, что в Москве около 40 комнат, в Петербурге потенциально может открыться столько же, — отмечает Евгений Протасов, соучредитель компании "Чертоги разума". — Но пока в городе мало знают о квестах: те каналы продвижения, которые работают в Москве, в Петербурге не сработали". По его мнению, насыщения рынка стоит ждать через 2–3 года, за которые выживут только несколько лидеров.