Георгий Полтавченко по итогам выборов губернатора побеждает с невероятным, практически "чеченским" результатом, но вот соотношение количества сообщений о нарушениях и явки избирателей не позволяет говорить о том, что победа Полтавченко получилась по-настоящему достойной.
По итогам обработки первых 50 тысяч бюллетеней кандидат от "Единой России" Георгий Полтавченко набирает 89,8%, явка составляет около 45%. Такие результаты, обнародованные горизбиркомом, выглядят совершенно невероятными, и итоговые цифры наверняка будут ниже. Ведь на 18:00 явка составляла около 25% и, конечно, никакими усилиями за два часа нельзя было привлечь на участки еще столько же горожан. Как правило, на выборах в последние два часа наоборот падает активность избирателей, председатель горизбиркома Алексей Пучнин надеялся, что она перевалит за 30%.
Впрочем, даже такой показатель будет выглядеть не впечатляюще. Во-первых, почти треть явки обеспечил беспрецедентно высокий уровень досрочного голосования. В начале дня называлась цифра в 7,13%, но позже Пучнин озвучил другую — 9,56%. В Москве, для сравнения, было 0,48%. Даже Владимир Чуров перед днем голосования убедительно намекал Пучнину, что хотя бы последние дни нужно организовать максимально честно, но при передаче бюллетеней на участки наблюдатели заметили, что их гораздо больше, чем было зафиксировано досрочно проголосовавших. На десятках участков наблюдатели и кандидаты отмечали — на бумаге "досрочников" внезапно стало намного больше, количество заявлений, конвертов с бюллетенями и списков проголосовавших "не бились". "На последний день голосования в ИКМО "Невская застава" по всему муниципальному образованию досрочно проголосовало всего 110 избирателей, о чем был составлен соответствующий протокол, заверенный, в том числе, и заместителем председателя ИКМО от КПРФ Александром Шевченко. А вот до участков чудесным образом "доехало" уже свыше двух тысяч конвертов с бюллетенями "досрочно проголосовавших" граждан!" — это описание с сайта горкома КПРФ подходит к множеству участков.
Многие горожане внезапно обнаруживали, что они уже якобы проголосовали досрочно. Причем отдать свой голос по-настоящему им уже не давали. Другие, наоборот, с удивлением замечали, что пришедших на участки заранее никак не отметили, и они могли получить бюллетень повторно. Такое же нарушение было и во время "досрочки" — из-за отсутствия единой базы можно было проголосовать по нескольким адресам подряд. Никаких выводов никто не сделал.
А кандидаты и наблюдатели на многих участках увидели, что еще до открытия участков "досрочные" бюллетени уже сложены в урны, хотя их положено подсчитывать отдельно, если их больше, чем 1%. Там, где были вывешены увеличенные копии протоколов, можно было наблюдать, что показатели "досрочки" невероятно большие. Были даже участки, на Васильевском острове, например, где досрочно проголосовало до 40% избирателей. Наблюдатели в разных районах замечали, что в списках избирателей напротив многих фамилий стоят отметки — точки или даже слова "не придет" — что давало основания заподозрить, что за этих людей позже "проголосуют". Замечены были конверты со следами вскрытия. Списки проголосовавших досрочно избиркомы отказывались показывать. Проще говоря, получилось так, что никто в итоге не знает, как и сколько "досрочных" бюллетеней подложили в урны.
Некоторых председателей УИКов в течение дня замечали за странными манипуляциями с бюллетенями. В УИК №60 председателя вообще заметили за заполнением бюллетеней. В последние же часы голосования, как резюмировали "Наблюдатели Петербурга", "активизировался процесс отстранения и даже удаления неугодных членов избирательных комиссий с правом решающего голоса". Активизировался, а вообще наблюдателей устраняли с участков на протяжении всего дня, стоило им обратить внимание на какое-нибудь нарушение. О том же самом заявили в "Яблоке", "Справедливой России", "Гражданской платформе", КПРФ. Под разными предлогами с участков удаляли десятки наблюдателей и кандидатов, на участке №809 УИК распорядилась удалить даже члена вышестоящей комиссии. В ряде случаев, как например в МО "Дачное", были замечены случаи вбросов бюллетеней. В общем, тут-то цифра и пошла расти.
Горизбирком в лице Пучнина весь день отказывался комментировать любые вопросы о нарушениях. Он лишь озвучивал цифры явки. Оппозиция заявила, что не признает результатов выборов. "Это самая масштабная из всех фальсификаций, которые видел Петербург", — заявила Оксана Дмитриева. Единороссы дошли до того, что в 18:00 обнародовали результаты экзит-поллов — что прямо запрещено законом, — которые давали Полтавченко 66,2%, правда, после звонка в горизбирком по этому поводу быстро убрали информацию.
"Мы живем в самой демократичной стране. И завершившиеся два часа назад выборы — доказательство, — бодро заявил Георгий Полтавченко после выборов на митинге на Дворцовой площади. — Выборы прошли с хорошей явкой, а это значит, что мы в очередной раз победили". И отправился в пресс-центр ИТАР-ТАСС рассуждать о чудесной грибной поре и том, что выборы прошли "интеллигентно и спокойно". Наиболее интеллигентная часть горожан в это время осаждала пресс-центр Агентства бизнес-новостей, где выступали оппозиционеры — несколько десятков человек из национал-патриотических движений ломились в дверь, выступая "против майдана". Дмитриевой удалось выйти только после приезда полиции, и то не сразу.
Победа, однако, спорная. Она достигнута не за счет идеологии, привлечения избирателей на свою сторону, а сугубо за счет сомнительных технических приемов. По сути, побеждал Полтавченко только самого себя. Но даже при аномальной "досрочке", даже при всех этих, мягко говоря, странных приключениях с бюллетенями, даже при том, что сотрудники всех государственных учреждений поголовно отправлялись на выборы руководством, не удалось и приблизиться к показателю явки на парламентских выборах 2011 года, когда она превысила 50%, и тем более президентских с 65%. Впрочем, на современных выборах главное ,чтобы сам кандидат от партии власти остался доволен.