Муниципальные выборы в Петербурге принесли абсолютную победу "Единой России". В некоторых районах никого другого в муниципалитетах нет. Оппозиционеры разводят руками — против массовой "досрочки" сделать ничего нельзя.
По итогам муниципальных выборов в Петербурге торжествует "Единая Россия". Остальным партиям не удалось провести в местные советы хоть сколько-нибудь значимое количество кандидатов. Как следует из данных ГАС "Выборы", "Справедливая Россия" сократила представительство втрое, получив на весь город лишь три десятка мандатов, у ЛДПР — 47 депутатов, у КПРФ — 26. Местами успехов добились "малые" партии: один мандат каким-то чудом получила партия "Родина" в "Купчино", по семь депутатов у "Коммунистов России" и Трудовой партии: пятеро из них это депутаты Парголово, незадолго до выборов перешедшие из "Единой России", еще двое, включая экс-депутата ЗакСа Игоря Риммера, прошли в "Малой Охте". Шестерых удалось провести "Партии "Великое отечество", из них пятерых — на Васильевском острове. Демократическая оппозиция потерпела фиаско — ни одного депутата у "Яблока", всего четверо — у "Гражданской платформы". Это из полутора тысяч мест.
Еще осенью единороссы с опаской говорили — повторить успех 2009 года на муниципальных выборах им будет очень сложно. К тому и шло, но весной Конституционный суд неожиданно постановил вернуть на выборы досрочное голосование. Это стало настоящей золотой находкой для партии власти, позволившей превратить местную власть в Петербурге в монолитный блок. На следующих выборах губернатора, если, конечно, правило "муниципального фильтра" сохранится, никто даже близко не сможет выдвинуть своего кандидата.
Именно досрочное голосование, говорят оппозиционеры, стало причиной поражения. Почти 100% его, как это было и в 1990-е, так или иначе оказывается проведенным за партию власти. Там, где удавалось добиться раздельного подсчета, кандидаты убеждались в этом. При взгляде на ГАС "Выборы" видно — чем больше на участке "досрочки", тем выше результат кандидатов от "Единой России". Если "досрочных" бюллетеней 250-300, то он может быть и под 80%. "Все единороссы имели фору уже в начале голосования, — говорит теперь уже бывший депутат МО №72 Иван Федоренко, баллотировавшийся от "Гражданской платформы". — С утра в день голосования на каждом участке уже лежит, грубо говоря, по 50 голосов, на округ получается 300. Такая фора при низкой явке не отыгрывается".
"У нас во время досрочного голосования в ИКМО было всего 32 человека, а когда бюллетени передали в УИКи, только на один участок пришло 109, многие были без необходимых подписей и печатей, а кроме "досрочки", было еще надомное голосование, — напоминает не сумевший переизбраться в МО "Екатерингофское" Александр Шуршев. — На одном участке оказалось, что с утра без наблюдателей "ушли" две урны, там оказалось 80 бюллетеней, а в третьей, которую сопровождал наблюдатель, было всего шесть, на другом все 30 заявлений оказались "липовыми", на третьем участке урна внезапно появилась уже на подсчете голосов". Даже в "Морских воротах", где оппозиционерам удалось снять с выборов половину единороссов и почти всех действующих депутатов, в итоге прошли только двое из команды РПР-Парнас.
Большую роль сыграл и массовый отказ в регистрации оппозиционным кандидатам. Во многих случаях заранее "отшивали" всех, оставляя, кроме единороссов, лишь одного-двух неопасных или даже подставных кандидатов. Например, в Петроградском районе, где заправляет спикер ЗакСа и лидер городских единороссов Вячеслав Макаров, так получилось почти во всех МО. Неудивительно, что на весь район, а это шесть муниципалитетов, всего один самовыдвиженец, остальные единороссы. На весь Курортный район — семеро самовыдвиженцев и трое представителей ЛДПР, на Московский район — два самовыдвиженца и столько же ЛДПРовцев. В "Сосновском", "Литейном" и "Ржевке" избирателям надо было выбирать пятерых кандидатов из шести (так что кроме единороссов побеждать было некому, хотя кое-где удавалось затесаться случайному "жириновцу"), в "Звездном", "Оккервиле" — пятерых из семи, в Тярлево на десять мест было 11 кандидатов. Единороссы полностью "захватили" пригороды: Сестрорецк, Пушкин, Кронштадт, а в Петергофе лишь один кандидат от ЛДПР.
Относительно неудачными для единороссов стали только несколько округов. В "Екатерингофском" неожиданно для всех не победили ни единороссы, ни команда депутата ЗакСа Сергея Соловьева, а никому не известные самовыдвиженцы. Самовыдвиженцы победили и в "Невском округе", в "Черной речке" семерых удалось провести коммунистам, в "Большой Охте" тоже большинство принадлежит самовыдвиженцам, в "Металлострое" единороссам тоже удалось получить всего четыре из десяти мест, остальное захватили самовыдвиженцы. В основном эти случаи эксперты объясняют или кое-где сохранившимся противостоянием главы района и "Единой России", или просто случайным исключением. В любом случае, нигде ни одной партии не удалось получить большинства, кроме КПРФ в "Черной речке", да пятерых справороссов в "Малой Охте" — как правило, речь идет о вкраплении одного-двух депутатов в единороссовский совет. Это ничего не решает.
"О честных выборах говорить не приходится, результаты были нарисованы, но это ожидалось еще несколько месяцев назад. В начале года у оппозиции были планы по "захвату" отдельных округов, и они были реальны, но не получилось абсолютно ничего, хотя это и не их вина, — резюмирует главный редактор портала Закс.Ру Олег Мухин. — Мы подошли к тому, что выборы перестали быть механизмом, где кто-то кого-то выбирает, днем, где что-то может решиться, это просто день, где ставится печать на давно определенные списки". Он прогнозирует, что даже там, где много самовыдвиженцев или представителей других партий, как в "Парголово", единороссам скорее всего удастся расшатать ситуацию и переманить депутатов в свои ряды или изменить результаты путем пересчета голосов.