Верховная рада Украины приняла закон об амнистии ополченцев и статусе районов Донбасса. Заседание проходило в закрытом режиме. Закон нельзя назвать победой ни Путина, ни Порошенко. Это компромиссный вариант, дающий больше перспектив Киеву, но не дающий никаких гарантий от возобновления гражданской войны в будущем.
Депутаты Верховной рады Украины на закрытом заседании приняли закон об особом статусе районов Донбасса и амнистии ополченцев. Так как голосование проходило в закрытом режиме, о его итогах стало известно из сообщений депутатов в соцсетях.
Представитель партии "Батькивщина" Андрей Шевченко отметил, что за особый статус Донбасса проголосовало 277 депутатов, а за амнистию участников военных действий в Донецкой и Луганской областях — 287 народных избранников.
"Оба закона о легализации ДНР и ЛНР протащили с нарушением процедуры. Тайное голосование было незаконным", — отмечает Шевченко.
Депутат Олег Тягнибок по поводу решению Рады написал в своем Twitter: "Ганьба!" (позор).
По словам Шевченко, "по инициативе президента Петра Порошенко и руками Рады Донбасс сливают". "Ощущение — почти как 16 января", — написал депутат. 16 января 2014 года Верховная рада приняла пакет законов, вводящий уголовную ответственность за клевету, за призывы к свержению власти и ужесточающий правила проведения митингов. Эти законы вызвали резкий протест у оппозиции. Через несколько дней после их принятия в Киеве прошли массовые столкновения участников Майдана с милицией.
Утром 16 сентября депутаты Рады проголосовали за проведение открытого заседания парламента по законам об амнистии и особом статусе Донбасса. Однако со второй попытки большинство депутатов поддержали проведение пленарного заседания в закрытом режиме.
Принятие закона выглядит на первый взгляд как уступка Москве, настаивавшей на политической реформе на востоке Украины и федерализации. Однако она явно не соответствуют масштабу притязаний. Начать хотя бы с того, что Владимир Путин не раз говорил о "государственности Новороссии", а в законопроекте речь идет во-первых, об уровне местного самоуправления, во-вторых, лишь о некоторых районах.
Донецкая и Луганская области остаются таковыми. Но в тех районах, которые на момент вступления закона в силу (то есть со дня его опубликования) находятся в зоне АТО - эту формулировку следует читать как: находятся под контролем ополченцев, - вводится особый порядок местного самоуправления. Участникам же боевых действий объявляется амнистия, их не будут привлекать ни к уголовной, ни к административной ответственности, преследование их и дискриминация запрещается. Гарантируется языковая свобода.
Оговаривается, что местное самоуправление в этих районах все равно осуществляется в соответствии с Конституцией и законами Украины. Там должны быть проведены внеочередные выборы, причем полномочия депутатов не могут быть досрочно прекращены, и местные советы будут участвовать в назначении прокуроров и судей, а также формировать "народную милицию" из местных жителей, в которую, очевидно, вступят ополченцы.
Главным же образом инициатива посвящена вопросам социально-экономическим. Киев обязуется оказывать особым районам господдержку, в бюджете должны выделяться средства на их развитие целевым образом, будет также введен особый режим инвестиционной деятельности. Интересно, что местные власти в "особой зоне" получат право заключать соглашения о приграничном сотрудничестве.
Но главная особенность законопроекта - то, что "особый статус" предоставляется на ограниченный срок, на три года. Хотя украинский президент говорит, что за это время будут проработаны вопросы более "глубокой децентрализации".
Таким образом, Порошенко демонстрирует готовность к компромиссу, на самом деле не особенно покушаясь на суверенитет Украины. В основе риторики Путина лежит требование политических уступок и мирного урегулирования, а теперь и украинский президент показывает, что и сам двигается ровно в этом направлении. Это должно добавить ему очков в глазах мировой общественности. Расчет прост - три года не самый большой срок, легализация местных ополченцев, за что его нещадно критикует "партия войны", позволит надеяться на уход российских военных, а восстановление разрушенных районов силами Украины улучшит имидж власти. При этом всякое упоминание о "республиках" упраздняется, а дальнейшее участие России в делах "особых районов" будет сильно затруднено.
Есть только две проблемы. Инициатива не согласована с руководством саопровозглашенных республик, и руководство ДНР, например, уже заявило, что этот законопроект - лишь возможный повод для будущих переговоров. Боевики явно рассчитывают на большее.
Во-вторых, три года - не самый большой срок не только для Киева, но и для Донбасса. Ополченцы никуда не деваются, гражданская война будет спрятана на время, но в любой момент может начаться вновь по любой причине