Следственный комитет сможет еще эффективнее кошмарить бизнес: возбуждать уголовные дела о неуплате налогов вскоре можно будет без разрешения налоговой службы, лишь уведомив ее. Законопроект прошел второе чтение в Госдуме. Профильные юристы отмечают, что ждать в этом вопросе профессионализма от следователей — слишком оптимистично.
Депутаты Госдумы достаточно тихо провели через второе, ключевое, чтение законопроект, возвращающий силовикам право самостоятельно возбуждать уголовные дела о неуплате налогов. Это право у них отняли в 2011 году — тогда, приняв поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, Дмитрий Медведев запретил "кошмарить бизнес". Прошлой осенью СКР, ссылаясь на плохую статистику по налоговым делам, внес через президента законопроект, возвращающий прежний порядок.
Бизнес встал на дыбы, о губительности меры говорили все профильные общественные организации и отраслевые союзы. Опасались и новой волны рэкета со стороны силовиков, и лишних претензий от априори недостаточно компетентных в экономических вопросах следователей, гонящихся за статистикой.
В первом чтении законопроект все же приняли в исходном варианте, который заключался в отмене медведевских поправок. Развернувшаяся дискуссия обернулась устным соглашением на тему разработки компромиссного варианта, который устроит все стороны. Этот порядок, оговоренный полгода назад, в итоге внесли в поправках, принятых во втором чтении. Он заключается в следующем: о возможном нарушении в СК сообщают из МВД, следователь, если возбуждает уголовное дело, в течение трех дней должен отправить запрос в налоговую, объяснив, что привлекло его внимание.
В течение 15 дней налоговики должны ответить: были ли раньше претензии к подозреваемому, верна ли недоимка, и так далее. Если налоговики в этот срок не уложились, следователь принимает решение о продолжении дела самостоятельно. Впрочем, некоторые эксперты отмечают, что принять его он может, невзирая на отсутствие претензий со стороны ФНС.
"Если государство посчитало, что новый-старый порядок оптимальнее для интересов бюджета и государства, ну что ж, прибавится у нас работы, очевидно", — сдержанно комментирует ситуацию петербургский адвокат Александр Афанасьев.
"Есть состав преступления или нет, должны решать юристы, и никакие другие ведомства тут вмешиваться не должны", — говорит адвокат Юрий Новолодский. Опасная крайность подобного подхода с его точки зрения заключается в возможности злоупотребления властью со стороны следователей. Многие беды он связывает с ослаблением прокурорского надзора. "Когда ослабили контроль за расследованиями со стороны прокуратуры, их качество резко упало. Ввели контрольные отделы внутри ведомств, ну это же смешно — контролировать самих себя", — комментирует эксперт.
"Пострадать теперь может любой бизнесмен, который спал спокойно: ему в любой момент могут предъявить требование об уплате налогов, которые ФНС с него требовать и не думала", — говорит управляющий партнер "ДювернуаЛигал" Егор Носков. Даже в ФНС уровень профессионализма в вопросах исчисления налогов — спорный, учитывая процент выигранных налогоплательщиками дел, отмечает адвокат. Ждать грамотного специалиста в этом вопросе со стороны следственных органов было бы, на его взгляд, слишком оптимистично.
Когда следственные органы трактуют как мошенничество гражданско-правовые сделки, которые впоследствии оказались невыгодны одной из сторон, ждать от них адекватной трактовки Налогового кодекса не приходится.
"Следствию дают в руки дубину, а взвешенной позицией, учитывая то, сколько людей у нас сидит по СИЗО, они не обладают, — комментирует специалист. — Экономика сильна там, где развито предпринимательство, а подобное новшество посеет среди бизнесменов только лишнюю тревожность, что в итоге усилит стагнацию. Система правосудия у нас с обвинительным уклоном: если дело будет доведено до суда, шанс быть оправданным — один из ста".
Серьезной значимости в законах самих по себе нет, главное — практика их применения, а кошмарить бизнес вполне можно и в существующих условиях, с сожалением признает председатель коллегии адвокатов "ЮрКонсалт Интернешнл" Ерлан Касенов. "У следователей есть любимая статья 159 УК "Мошенничество", и под нее они гребут все, что угодно, просто в силу простоты ее доказывания, — приводит пример эксперт. — Могу сказать по своему кругу общения, что запущенный репрессионный маховик раскручивается и требует мяса. Хуже будет или лучше, зависит от воли конкретного лица".
Для того, чтобы предлагаемый порядок заработал, законопроекту осталось пройти ритуальное третье чтение в Госдуме, получить одобрение Совфеда и подпись президента. Законопроект, внесенный от лица главы государства, принадлежит перу СКР, не обладающему правом законодательной инициативы. Любопытно, что в Госдуму в свое время его внесли через голову правительства и задним числом. Шум, тем не менее, поднялся знатный. Публичная дискуссия дошла до того, что президент рекомендовал главе правительства и всем, кто не согласен, последовать примеру несоглашавшегося когда-то Кудрина.
По данным доклада бизнес-омбудсмена Бориса Титова, переданного президенту весной, за 20 лет в России к уголовной ответственности привлекался каждый пятый предприниматель. За это время аресты, парализующие бизнес, стали причиной ликвидации 2 млн рабочих мест. Из 150-200 тыс. дел, ежегодно возбуждаемых по так называемым экономическим статьям, только 35-40 тыс. доходят до судов, 5-6 тыс. — закрываются, а остальные продолжают висеть мертвым грузом. На сегодняшний день таких примерно 700 тыс. Надо ли говорить, что бизнес в таком состоянии несет и репутационные потери. Государство тратит на это средства, несопоставимые с заявляемыми нарушениями, говорится в докладе.