В день повышения страховых сумм по имуществу в ОСАГО, 1 октября, Центробанк РФ обнародовал новые тарифы. Базовые ставки повышены на 23–30%. Решит ли это проблему убыточности на рынке ОСАГО? Сомневаюсь в этом. В ожидании самого глобального изменения — увеличения лимита по вреду жизни и здоровью — рынок ждет тяжелое обсуждение второго этапа повышения цены ОСАГО.
По оценкам страховщиков, при увеличении лимита по имуществу тариф требовал повышения на 70%. Ведь помимо увеличения лимита выплаты по каждому потерпевшему уменьшено значение максимального износа деталей, расширен Европротокол, введена возможность натурального возмещения, а кроме того, действующие тарифы еще до внедрения всех перечисленных новшеств сами по себе нуждались в пересмотре.
Второй этап увеличения тарифов должен состояться до апреля 2015 года — перед вступлением в силу важного и революционного новшества для российского обязательного автострахования. Сейчас на выплаты по ущербу жизни и здоровью приходится ничтожный 1% от общего объема возмещений по ОСАГО. В апреле все изменится: пострадавшие будут получать фиксированные выплаты по специальной таблице, а максимальное возмещение на каждого потерпевшего составит 500 тыс. рублей. В прошлом году на дорогах России из–за нарушения водителями ПДД погибли 23 тыс. человек. Часть из них — сами виновники аварий, еще часть — пассажиры общественного транспорта, чьи родственники имеют право на выплату по закону об обязательном страховании ответственности перевозчиков. Для остальных же фиксированное возмещение по ОСАГО должно, согласно новым правилам, составить 500 тыс. рублей. Это очень серьезно скажется на объеме выплат.
Предполагаю, что новый раунд обсуждения тарифов будет очень тяжелым. Необходимо будет воздержаться от популистских решений, которые способны загубить рынок, и в то же время избежать недовольства граждан.
Но не в тарифах счастье. Одними тарифами кризис на рынке ОСАГО разрешить невозможно и недопустимо. Критической убыточности в ОСАГО способствовали злоупотребления автоюристов, выкупавших у потерпевших права взыскания возмещения и, минуя офис страховой компании, сразу обращавшихся в суд. Судебные издержки, сомнительные оценки ущерба, компенсация услуг юристов, огромные трудовые ресурсы на разгребание судебных исков — все это сильно ударило по бизнесу ОСАГО. Поэтому долгожданными стали поправки, вводящие обязательное досудебное урегулирование.
Также мы с нетерпением ждем обещанной нам еще с начала действия обязательной автогражданки единой методики расчета ущерба. Ее отсутствие ведет к огромному объему судебных споров. Единая методика положительно отразится и на репутации страховых компаний, поскольку споров будет меньше, и разгрузит суды. В этом же направлении поможет усовершенствовать ОСАГО страховой омбудсмен. Проект об омбудсмене еще требует доработки, но он значительно повысит страховую культуру в стране.