Один из крупнейших автодилеров города — совладелец ГК "Олимп" Евгений Войтенков в трудные для автобизнеса времена вкладывает 3,4 млрд рублей в апарт-отели и офисы. Эксперты отмечают, что по действиям Войтенкова можно делать прогнозы для всего рынка.
Как выяснил "ДП", совладелец группы компаний "Олимп" Евгений Войтенков активно занялся девелопментом. Его компания "Пулковское" реализует проект многофункционального комплекса Salut! на пересечении Пулковского шоссе и Дунайской ул., где у "Олимпа" расположены дилерские центры Porshe и Mercedes. Логика бизнесмена очевидна: маржинальность дилерского бизнеса в условиях падающего рынка нулевая, а вот в апартаментах достигает 15%. Кроме того, жилье — самый устойчивый актив, который со временем не обесценивается. С началом кризиса многие предприниматели задумались над тем, как диверсифицировать бизнес, чтобы устоять на ногах, когда шторм будет в самом разгаре.
Выход в недвижимость
Евгений Войтенков подтвердил "ДП" информацию о проекте, но раскрыть подробности отказался.
Согласно проектной декларации, на 5,5 га в районе Пулково (земля находится у предпринимателя в аренде на инвестиционных условиях) уже строятся два апарт–отеля по 16 этажей каждый общей площадью 33,5 тыс. м2. Строительство началось в 2013 году, сдача в эксплуатацию планируется в 2015 году. Также запланированы еще два апарт–отеля: высотой 23 этажа (общая площадь — 28 тыс. м2) и высотой 15 этажей (15,5 тыс. м2). Ввод объектов в эксплуатацию намечен на первую половину 2017 года. Объем инвестиций в проект составит 3,4 млрд рублей. Также в проекте планируются ресторан, спортивный клуб, выставочные галереи, крытый теннисный корт, площадка для гольфа и высотный бизнес–центр.
Согласно градостроительной документации, зона, где заявлен проект, относится к общественно–деловой застройке, и жилье там возводить нельзя. Видимо, поэтому девелопер сделал ставку на модный ныне в Петербурге тренд строительства апарт–отелей.
Автоспад
Евгений Войтенков и его семья являются основными владельцами ГК "Олимп". У дилера три автоцентра, в портфеле бренды Mercedes, Porsche, SMART.
За первое полугодие "Олимп" увеличил продажи автомобилей в Петербурге на 37% (2298 против 1673 в первом полугодии 2013 года). Доля холдинга на местном рынке иномарок составляет сейчас 2,6% (год назад — 1,9%), приводят данные в "Auto–Dealer–СПб". Но в целом авторынок переживает непростые времена. По данным АЕБ, в августе 2014 года продажи иномарок в России упали на 25,8% по сравнению с августом 2013 года и составили 172 тыс. автомобилей, в сентябре падение составило 20,4%. По итогам года прогнозируется падение на 15%, а в 2015 году дилеры и вовсе говорят о 20%. Правда, премиальные бренды более устойчивы — здесь падение не превышает 10%.
Флюгер рынка
Участники рынка отмечают, что у Евгения Войтенкова редкое бизнес–чутье, а по тем шагам, которые он предпринимает для развития своего бизнеса, можно делать прогнозы для всего рынка.
Достаточно вспомнить, как бизнесмену удалось избежать разрушительных последствий кризиса 2008 года. В 2006 году Евгений Войтенков объединил свои активы с европейским дилером Inchcape, создав совместную компанию "Инчкейп ОЛИМП", которая управляла центрами Toyota и Lexus. Тогда же "Олимп" вышел из учредителей дилерской компании "Звезда Невы" (перешла под управление авторитетных и ныне покойных бизнесменов Бориса Березовского и Бадри Патаркацишвили).
В 2007 году "Олимп" открыл "Ауди Центр Витебский" и автоцентр Peugeot на Софийской ул. И уже в 2008 году Inchcape приобрел целиком "Лексус–Пулково", шоу–рум Lexus на Крестьянском пер., "Тойота Центр Пулково" и "Тойота Центр Пискаревский", "Конкорд" и "Ауди Центр Витебский". На момент совершения сделки рост авторынка оценивался в 47% в год, а уже по итогам 2009–го падение продаж достигло 49%. Но Евгения Войтенкова, который выручил за свои активы $285 млн, это уже не коснулось.
Возможно, и в условиях очередного начинающегося экономического кризиса Евгений Войтенков решил организовать запасной аэродром, реструктуризировав свой бизнес. Помимо нового направления — девелопмента, он сделал ставку на объединение "Олимпа" с московской группой "Автодом", которая также специализируется на премиальных брендах. В новой компании 49% акций будет у "Олимпа", еще 51% — у "Автодома". О готовящейся сделке стало известно в сентябре, но она пока не закрыта.
Удержать равновесие
Евгений Войтенков не одинок в своих девелоперских экспериментах. Многие предприниматели в преддверии кризиса дополняют основной бизнес земельными активами и покупают недвижимость.
Самый яркий пример последнего года — выход в девелопмент известного петербургского миллиардера и промышленного лоббиста Сергея Бодрунова. Он летом сообщил "ДП", что вложит в недвижимость двух столиц 22 млрд рублей, вырученные от распродажи машиностроительных активов.
В Петербурге в следующем году Сергей Бодрунов намерен реконструировать технопарк на базе завода "Пирометр" на Большой Монетной ул. А в будущем — реконструировать площадки завода "Темп" на ул. Швецова. Кроме того, бизнесмен активно скупает землю в разных регионах страны (в его портфеле уже 300 га) под коттеджную застройку. Преимущество инвестиций в землю, по его словам, в том, что она растет в цене и не требует больших затрат на содержание — ее не надо охранять и практически нет эксплуатационных расходов.
Можно вспомнить и компанию "Теплоком" — одного из лидеров рынка приборов учета, которая в этом году заявила о планах построить на Парнасе комплекс из ТРК, бизнес–центра и социальных объектов, вложив около 3 млрд рублей. Это решение в компании объяснили желанием убить двух зайцев — эффективно использовать участок и продемонстрировать рынку пользу применения энергосберегающих технологий в строительстве.
Пошла по пути диверсификации и торгово–промышленная группа "Кронде" Андрея Спирина и Сергея Сухачева, которая специализируется на поставках промышленного оборудования для нефтегазовой, судостроительной, рыбопромысловой промышленности. Недавно группа заявила о планах построить в южной части Тосно жилой квартал стоимостью более 1 млрд рублей. А параллельно она занимается созданием первого аутлет–центра Fashion House на пересечении Таллинского и Волхонского шоссе и развивает в том же районе торгово–промышленную зону Europa Park.
К примерам диверсификации также относятся планы ОАО "ЛОМО" по застройке жильем 900 га земли в Ленобласти и рыбопереработчика "Балтийский берег" по строительству жилья в Купчино.
“
Действительно, существует тренд добавления недвижимости к основному бизнесу для повышения его устойчивости. Многие бизнесмены идут по этому пути, причем не только в Петербурге, но и в столице, и в регионах. Это естественно. Недвижимость — это стабильная история в кризис. Гораздо устойчивее валюты, нефти и ценных бумаг. Она всегда будет приносить доход, уровень которого зависит от компетенции владельца. В сегменте бизнес–центров, куда активнее всего стремятся люди с деньгами, можно получить 10%, в торговой недвижимости — 12–15% (но риски выше), в апартаментах — 9–11%.
Дмитрий Золин
управляющий сетью "Сенатор"
“
Сейчас неудачное время для диверсификации бизнеса. Я бы, наоборот, задумался об оптимизации, о повышении эффективности и даже о заморозке инвестпроектов. Например, мы отложили ввод отеля на территории Бадаевских складов с апреля 2015–го на конец 2015 года, так как следующее лето будет не слишком удачным для туризма. Последствия падения курса рубля и санкций мы почувствуем только весной. После этого можно будет оценить, сколько продлится кризис и как из него выходить. Думать о точках роста надо, когда кризис заканчивается.
Азат Григорьян
председатель совета директоров ГК "Энерго"