Владимир Путин провел сеанс убеждения в правоте своих действий для западных экспертов. Не отказываясь от основных взглядов, президент, тем не менее, заявил, что считает Украину полноценным государством и желает ей сохранения целостности.
Итоговая сессия Валдайского клуба экспертов носила громкое название "Новые правила игры или отсутствие правил?" Как сразу пояснил Владимир Путин, он ставит вопрос именно так, по его мнению, мир находится на "исторической развилке" и должен сделать выбор. Эту развилку в трактовке российского президента можно сформулировать так: за США или признается право по-прежнему играть роль мирового лидера, или нет. И в этом случае роль альтернативного центра силы должна быть признана в первую очередь за Россией; хотя Путин и оговаривался, что на глобальное лидерство и какое-то особое место Москва не претендует, все же ностальгия по реально биполярному миру советских времен сквозила во многих его фразах.
Правда, у СССР была как вполне определенная идеология, позволявшая ему быть центром силы, так и определенная же репутация в мире. Судя по всему, в отсутствие первого Путина не пугает второе: "СССР называли "Верхней Вольтой с ракетами". Может быть, но ракет было завались" — сказал он и рассмеялся. Мир, по его словам, опасался, что "возьмут, долбанут — лучше относиться к ним с уважением". Легкомыслие, с которым президент соглашается с унизительной в общем-то шуткой, выглядит странно — дело тут не в количестве ракет, Советский союз являлся полюсом силы потому, что так или иначе имел альтернативную модель развития. Путин же, расписываясь в готовности сотрудничать с Западом во всем направлениям даже после санкций и желании привлекать инвесторов, претендует, похоже, лишь на то, чтобы выйти из системы, одновременно оставшись ее частью.
Путину пришлось отвечать в том числе на вопросы, на которые он уже много раз отвечал и излагать свое видение ситуации. Он считает абсолютно правильным и законным присоединение Крыма, не желает возвращаться в "тоталитарное прошлое", а уж на любимом коньке — обвинениях в адрес США — ездит умело и явно с удовольствием. Нельзя сказать, убедил ли он гостей, камера иногда выхватывала качающих головами экспертов, которые наверняка поспорили бы с ним, но про то, что американцы сами порождали проблемы для себя же, подпитывая боевиков на Ближнем Востоке, президент говорил, чувствуя себя полностью в своей тарелке. Все это нужно для ключевого тезиса, произнесенного им: "Кому-то можно ни с чем не считаться, а нам нельзя защищать свои кровные интересы?"
Впрочем, когда речь заходила об Украине и Крыме, Владимир Путин делал интересные признания. Во-первых, мы узнали, что это все-таки российские военные блокировали в свое время Крым. Сначала он вообще отрицал участие воинских подразделений в операции, затем сказал, что российские военные "стояли за спинами" восставших крымчан, ну а теперь уже прямо — "наши вооруженные силы заблокировали военные части в Крыму". Что, как говорится, и требовалось доказать. Но референдум все же не под дулами автоматов проходил, заверил глава государства.
Во-вторых, Путин "никогда не подвергал сомнению, что Украина — полноценное, суверенное, европейское государство". Тут можно вспомнить известные скандальные его высказывания 2008 года, когда в кулуарах саммита Россия-НАТО в Бухаресте Путин заявил Джорджу Бушу обратное. "Ты же понимаешь, Джордж, что Украина — это даже не государство! Что такое Украина? Часть ее территорий — это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами!" — так цитировал "Коммерсант" речи Путина. Но вот сейчас мы видим, что это вовсе не так. Более того, президент заверил, что Россия "тоже хочет, чтобы Украина сохранила территориальную целостность".