В США началось расследование про отмывание денег компанией Gunvor Group. Разбирательство в финансовой деятельности компании может пролить свет на то, как распределялись финансовые потоки российского истеблишмента в период правления Путина.
Расследование об отмывании денег российским нефтетрейдером Gunvor, основанным Геннадием Тимченко, начали власти США, пишет The Wall Street Journal. Компанию подозревают в отмывании денег, происхождение которых может быть связано с коррупционными сделками в РФ.
Прокуроры изучают договоры по перепродаже сырья компании "Роснефть" третьим лицам. У руководства Gunvor уже запросили актуальные ранее закупочные цены. Изучаемые сделки провели еще до введения мартовских санкций, под которые попали высокопоставленные чиновники и бизнесмены, приближенные к Путину.
Пока представители Тимченко и "Роснефти" отказываются от комментариев, а пресс-секретарь президента в который раз отрицает его связь с основателем Gunvor. Представители Volga group, основным акционером которого является Тимченко, поспешили, однако, заявить, что в ближайшее время сделают свое заявление на тему.
Подобные разбирательства чреваты последствиями. Два года назад в Высоком лондонском суде выясняли отношения по поводу продажи "Сибнефти" ныне покойный опальный олигарх Борис Березовский и миллиардер, владелец клуба "Челси" Роман Абрамович. Судебное разбирательство с множественными перекрестными допросами приоткрыло простым смертным завесу тайны, окутывавшую большой бизнес в лихие девяностые. Мировые СМИ узнали подробности дружбы Березовского с Путиным, которая продолжалась с 1991 года вплоть до его восхождения на высший государственный пост, а самым часто употребляемым словом в суде было сложнопроизносимое для европейца "krysha". Абрамович, в частности, рассказывал, что нанял в 1994 году ельцинского партнера по теннису Березовского ровно для этих целей, но только в Кремле. Взлет Абрамовича начался уже в 1995, когда "Сибнефть" выиграла залоговый аукцион на покупку нефтяной компании и перерабатывающего завода. За это Абрамович регулярно платил Березовскому втемную, порой кэшем, сотни миллионов долларов. Опальный олигарх, правда, называл это долей прибыли, на которую у него тогда были права. Узнали все и о схемах с офшорными компаниями, благодаря которым "Сибнефть" продавала нефть сама себе в два-три раза дороже и легально оптимизировала налоговую нагрузку.
С Gunvor ситуация куда интереснее. Это не разбирательство частных лиц. Минюст США — звучит как минимум солидно, попробуй с ними договориться в коридоре. К тому же, все очевиднее становится тот факт, что в общем-то все равно, владеешь ты компанией или нет и когда ты там ее продал. Всем, в общем, всё ясно, как любят говорить мастера красноречия. Владел же, сделки проводил, давайте разберемся, чего и как.
Еще недавно мы знали Тимченко как гражданина Финляндии и налогового резидента Швейцарии. В интервью "ИТАР-ТАСС" он говорил, что сейчас избегает посещать Европу, "всерьез опасаясь провокаций со стороны спецслужб США". Любопытно в этом ключе пофантазировать на тему его доставки в американский суд, если до того дойдет. Сам-то он даже если бы очень хотел, не смог бы явиться, ибо пребывает в санкционном списке под запретом на въезд в Штаты. Допустим, исключение по такому случаю сделают. Но ведь и Тимченко не дурак по такому поводу мчаться в страну свободы. Возможен ли силовой сценарий, как с хакером Романом Селезневым? Тоже вряд ли. Из России так людей еще не похищали, да еще и таких. Финляндия, пожалуй, такого крупного налогового резидента тоже не отдаст.
По большому счету сам Тимченко никому не нужен, и несчастные завышенные комиссионные Gunvor - не то, что могло бы реально заинтересовать американские спецслужбы, тем более что интересы граждан США здесь, кажется, не ущемлены. Он представляет интерес как человек, тесную близость которого к Владимиру Путину при любой удобной возможности отрицает пресс-секретарь Песков. Атака на Тимченко - это инструмент для атаки на Путина, ведь тщательное расследование бизнеса Gunvor может вывести на самое интересное - личные счета и доходы президента.
Мифические миллиарды Путина, о которых любит говорить оппозиция, если существуют и будут найдены, станут серьезным инструментом воздействия на их владельца. Счета наверняка так или иначе заблокируют, а Путин попадет в крайне неприятную ситуацию. Придется объясняться не только перед мировым сообществом, но и перед согражданами. И избежать появления суперкомпромата можно будет, видимо, ценой сильного смягчения внешней политики.