Итоги антимонопольного года: суды, жалобы и новый закон

Автор фото: Ковалев Петр
Руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.

Петербургские антимонопольщики подводят итоги года работы по новому закону о госзакупках. В результате на рынке с годовым объемом 200 млрд рублей установились новые правила игры, и участники еще продолжают привыкать к ним.

Завершается первый год работы нового закона о госзакупках (44-ФЗ). В антимонопольной службе (УФАС по Петербургу) подводят итоги. Этот период был переходным, и часть конкурсов, объявленных еще в прошлом году, проходила по старому 94-ФЗ.
Общий смысл нового закона в том, что он позволил заказчикам (комитетам, муниципалитетам и другим госструктурам) выбирать компании не только по критерию самой низкой цены, но и по опыту работы, качеству, графикам. С одной стороны, это плюс: часто из-за демпинга подряды доставались сомнительным фирмам, которые исчезали, получив аванс. С другой стороны, новая сложная система выбора подрядчика открыла просторы для коррупции, хотя 44-ФЗ позиционировался именно как закон для борьбы с ней.  
Если верить статистике, то в целом с новым законом дела идут неплохо: количество жалоб по конкурсам по 44-ФЗ в петербургский УФАС снизилось с 1366 во втором квартале этого года до 1138 в третьем квартале. В первом квартале этого года поступило 364 жалобы, такой скромный показатель связан с тем, что в городе тогда только начали проводить конкурсы по новому закону. При этом из всех жалоб во втором квартале обоснованными признали 358, в третьем квартале — 474. При этом количество штрафов за административные нарушения предписаний УФАС совсем скромное — 176 тыс. рублей за три квартала 2014 года. При этом за тот же период ведомство взыскало 5,8 млн рублей за нарушения 94-ФЗ.
Впрочем, далеко не все игроки рынка госзакупок ежегодным объемом около 200 млрд рублей считают, что новый закон обеспечил условия для прозрачной, честной конкуренции. Например, количество жалоб на конкурсы с единственным поставщиком растет в геометрической прогрессии: если в первом квартале было 264 жалобы, то во втором уже 613 жалоб, а в третьем — 1254 жалобы. Как правило, компании считают, что их лишили права участвовать в конкурсе незаконно. Да и ряд других "дыр" в 44-ФЗ вызывают массу вопросов.

Анонимность не гарантируется

Интересно, что сотни жалоб отзывают сами же жалобщики. Так, во втором квартале этого года из 1366 жалоб подрядчики отозвали 388 жалоб, и еще 252 жалобы из 1138 отозвали в третьем квартале. Можно предположить, что мотивацией для отзыва далеко не всегда служит осознание своей неправоты. Игроки рынка традиционно говорят о давлении в виде звонков, смс-сообщений и встреч с участниками торгов, причем как с конкурентами, так и с заказчиками, которые уже давно решили, кому отдадут подряд.    
Более того, по 44-ФЗ, если заявку компании на участие в конкурсе отклонили, пожаловаться на этот факт может лишь она сама. В то же время, по тому же 44-ФЗ участники конкурса или аукциона соревнуются анонимно. Узнать, кто именно направил заявки на участие, можно только в итоговом протоколе, после их рассмотрения. Но если ту или иную фирму не допустили к участию, она подает жалобу в ходе конкурса. И, таким образом, факт ее участия перестает быть анонимным. С гендиректором такой компании может связаться любой конкурент или даже заказчик, и как-то повлиять на его решение. Именно на этот период и приходится большинство отзывов жалоб.
В УФАС не представляют, как можно изменить эту ситуацию. "Мы и не считаем, что в таком случае нужно сохранить анонимность. Иначе жалоб будет так много, что это может привести к параличу нашей работы. Что касается давления, это предпринимательские риски, в том числе. Рассматривать такие проблемы нужно в рамках уголовно-правовой тематики", — отмечает председатель комиссии УФАС Роман Лучников.

Борьба от 150 млн рублей

Еще один изъян, обнаруженный за год в 44-ФЗ — необходимость выбирать подрядчиков на любые работы стоимостью выше 150 млн рублей исключительно с помощью конкурса, а не через аукцион на электронной площадке. Проще говоря, аукцион — это соревнование, где первостепенную роль играет низкая цена работ.
Но теперь на любые более-менее дорогостоящие подряды составляется сложная документация с таблицами, графиками, списками качественных характеристик. Процесс составления такой документации уже даже получил сленговое название в отрасли — "заточка". "Заточкой" занимаются специализированные компании, они выступают связующим звеном между заказчиком (например, комитетом Смольного) и подрядчиком (застройщиком или тому подобной фирмой). Заказчик и подрядчик договариваются, а специалист по "заточке" составляет для них обоих многостраничные документы и заявку. Сторонние участники никогда не смогут одержать победу, поскольку не знают "ключей" к успешному заполнению таких заявок.
Именно эта "лазейка" в новом законе и стала основанием для массовых жалоб в антимонопольную службу. В результате дорожный ремонт в городе начался поздно как никогда и проводился в авральном режиме, а многие другие работы по госзаказам вообще перенеслись на следующий год и до сих пор не распределены.
"Мы согласны, что эта система недостаточно хороша. Проведение конкурса должно носить исключительный характер. В основном, по работам — независимо от их стоимости — уже имеется опыт выполнения, а значит, выбрать подрядчика можно и через аукцион. Зачастую в работах нет ничего настолько особенного, уникального, чтобы проводить конкурс", — говорит Роман Лучников. Впрочем, как он отмечает, окончательное решение этого вопроса не зависит от антимонопольной службы. "Должны быть приняты нормативно-правовые акты. В ближайшее время этого не произойдет", — добавил он.
Примечательно, что в Москве уже есть практика распределения подрядов дороже 150 млн рублей через аукционы, например, такое распределение практикует столичный департамент по конкурентной политике. В Петербурге таких прецедентов пока не было.
Впрочем, в следующем году они могут появиться. Сейчас размещение конкурсов по текущему ремонту обжалуется в первой инстанции Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти компанией "Феникс", входящей в группу компаний "Фортум" Артура Данчарова. Заседание по этому делу назначено на 4 декабря. До третьей инстанции суд может дойти к лету 2015 года. В компании уверены, что добьются победы. Если так и произойдет, на основании заключения суда УФАС сможет настаивать на проведении аукционов по тем или иным подрядам.
В то же время, и сам УФАС участвует в судебных разбирательствах. Впрочем, в этом случае, самые крупные разбирательства оказываются не особенно успешными. Например, сейчас идет разбирательство вокруг выбора подрядчика по строительству участка метро от "Приморской" до "Улицы Савушкина" в закрытом режиме. Впрочем, игроки рынка уверены, что ведомству не удастся ничего добиться, как это было и в предыдущих подобных случаях, например, при передаче подрядов на работы на Невско-Василеостровской и Лахтинско-Правобережной линии "Метрострою" или при выставлении Петербургского трамвайно-механического завода на конкурсы РАД (Российского аукционного дома).

Особая специализация

Сейчас в УФАС по Петербургу меняют структуру работы. Внутри управления создается два отдела. Один будет рассматривать жалобы, другой — проводить проверки и привлекать должностных лиц к ответственности. До сих пор у сотрудников не было специализаций, а теперь у 17 сотрудников управления будут отдельные направления работы. 
"Мы постоянно просим у нашего центрального аппарата увеличения штата. Не хватает людей. Хорошо, что Москва идет нам навстречу, нам вернули штат, который раньше был у нас отобран. В отделе госзакупок работает 17 человек, это два, а может быть, три полноценных отдела. Нужно, чтобы люди специализировались на конкретных вещах, это позволит повысить уровень профессионализма", — считает глава УФАС по Петербургу Вадим Владимиров.
Еще один итог работы управления в этом году — пополнение реестра недобросовестных поставщиков на 180 организации. Всего таких обращений в 2014 году поступило 303. Впрочем, среди них нет крупных, известных компаний. Главным скандалом года, связанным с реестром, было намерение экс-вице-губернатора Владимира Лавленцева попросить УФАС признать недобросовестных поставщиком компанию "Возрождение", одного из лидеров строительного рынка Петербурга. Однако в результате Владимир Лавленцев покинул должность в правительстве, компания "Возрождение" продолжает развиваться и расширяет портфель госзаказов. В УФАС уточнили, что никаких заявлений на добавление "Возрождения" в реестр вообще не поступало. Компания, попадающая в него, лишается возможности участвовать в конкурсах на госзакупки в течение двух лет.
"Реестр недобросовестных поставщиков — это единственный инструмент в руках антимонопольной службы, который позволяет повлиять на недобросовестных подрядчиков. Большая часть нашего контроля все же заточена на воздействие на недобросовестных заказчиков", — отметил Вадим Владимиров.