"Уралвагонзавод", прославившийся проектом "трамвая Дарта Вейдера", разработает эксклюзивные трамваи для Петербурга. Это позволит предприятию укрепить свои позиции на петербургском рынке, годовой объем которого стремится к 2 млрд рублей.
За ближайшие 15 лет в Петербурге собираются заменить 350 трамваев. Кроме того, планируется запуск новых трамвайных маршрутов, которые будут объединять город и область. Стоимость такой "трамвайной реновации" оценивается в сумму до 30 млрд рублей. Уже в следующем году объем трамвайного рынка может составить 2 млрд рублей.
На этом фоне уже сегодня все крупнейшие заводы разворачивают борьбу за место на столь заманчиво растущем рынке. Среди таких — "Трансмашхолдинг", "Кировский завод" и "Уралвагонзавод". При этом "Трансмашхолдинг" уже презентовал "ТрамРус", разработку трамвая специально для Петербурга совместно с французской ALSTOM Transport S.A. В результате компания получила возможность производить по несколько вагонов в месяц на Октябрьском электровагоноремонтном заводе.
Однако "Уралвагонзаводу" удалось потеснить конкурента. Завод решил сконцентрироваться на новых линиях, которые должны соединить город и область. Как стало известно dp.ru, на этой неделе ОАО "Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод" подпишет соглашение с АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти". Это соглашение о намерениях, но фактически оно означает, что предприятие будет проектировать современные трамваи специально для Петербурга, и скорее всего, затем само же будет собирать их и поставлять в город.
В дирекции подтвердили, что заключение соглашения запланировано на среду, и сообщили, что все детали станут известны во время подписания.
Поставлять трамваи в Петербург будет, скорее всего, "Уралтрансмаш", структура "Уралвагонзавода". В июле она прославилась свои проектом трамвая Russia One (R1), который в народе получил название "трамвая Дарта Вейдера". Однако, как известно dp.ru, в данном случае речь идет не о поставках этой модели, а о разработках эксклюзивного проекта для Петербурга.
Для "Уралвагонзавода" экспансия на петербургский рынок сейчас особенно актуальна: в условиях санкций завод приостановил сотрудничество с американской компанией Caterpillar и канадской фирмой Bombardier, с которыми планировался запуск совместного производства.
Однако масштабность трамвайного рынка в Петербурге остается под вопросом. Сегодня на закупку трамваев до 2020 года по программе развития транспорта предусмотрено менее 4 млрд рублей. При этом один новый трамвай стоит около 70 млн рублей. А значит, для закупки новых 350-400 трамваев в течение 15 лет, — как анонсировал губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, — требуется около 30 млрд рублей до 2030 года. То есть 4 млрд рублей до 2020 года будет мало. Видимо, деньги собираются изыскать в бюджете позже. Но если город все-таки будет реализовывать столь масштабные планы, борьба за контракты обострится.
При этом обновить трамвайный парк Петербургу не удается уже почти два года. В 2013 году конкурс на поставку 20 трамваев за 1,3 млрд рублей не выполнил Усть-Катавский вагоностроительный завод в Челябинской области. Затем у "ТрансМашГрупп" возникли проблемы с поставкой трамваев украинского завода "Электротранс".
Всего в Петербурге курсирует более 750 трамваев, половина из которых устарела. Так, около 65 трамваев уже сняты с производства, причем сняли их еще в 1988 году. Также 335 трамваев сняты с производства в 1997 году. Все эти составы производились на Петербургском трамвайно-механическом заводе (ПТМЗ), который недавно после банкротства и со скандалом продали на аукционе. Около 97% городских трамваев были сделаны на ПТМЗ, еще два десятка - на Усть-Катавском вагоностроительном заводае и несколько трамваев на минском заводе "Белкоммунмаш".