"ВЕРТЕКС" пошел по европейскому пути: компания собирается выпускать на своем заводе лекарства других производителей. Руководство предприятия отмечает, что под эти цели может быть задействована половина мощностей.
"ВЕРТЕКС" ведет переговоры с российскими и зарубежными производителями о возможности выпуска их лекарств на мощностях собственного завода в Петербурге, рассказали в компании. "Под контрактное производство можно задействовать половину мощностей нашего завода", — говорит Георгий Побелянский, генеральный директор ЗАО "ВЕРТЕКС". Сейчас производство в Петербурге выпускает до 59 млн упаковок готовой продукции в год. С запуском первой очереди фармзавода в ОЭЗ "Санкт–Петербург" в 2015 году мощности будут расширены до 70 млн упаковок ежегодно.
На строительство завода в ОЭЗ компания потратила в прошлом году 478 млн рублей, за 9 месяцев 2014 года — 890 млн рублей. Оснащение "ВЕРТЕКСа" позволяет выпускать лекарства (твердых, мягких и жидких форм), косметические средства и БАДы (таблетки и капсулы). На заводе в ОЭЗ будут производиться нестерильные формы продукции, а также препараты, не содержащие наркотических веществ и цитостатики.
Заменить импорт
По данным компании, расширение производственных мощностей изначально планировалось с учетом проектов под сторонних заказчиков, кроме того, сыграл свою роль правительственный курс на импортозамещение. "По стратегии "Фарма–2020" к 2020 году 50% лекарств, потребляемых в России, должны производиться внутри страны, поэтому "ВЕРТЕКС" рассматривает возможность сотрудничества с компаниями, заинтересованными в создании и развитии производства лекарств в России", — объясняет активизацию направления контрактного производства Георгий Побелянский.
По его словам, "ВЕРТЕКС" готов сотрудничать и с крупными западными, и с локальными производителями. Главное требование к ним — надежность и наличие в портфеле брендированных препаратов с ощутимой долей на рынке.
Риск потери технологий
"На европейском фармрынке контрактное производство — нормальная практика, которая позволяет в числе прочего обеспечить полную загрузку мощностей", — говорит Александр Фридман, генеральный директор DENIS Pharm Group. По его словам, обычно 50% стоимости заказа оплачивается до начала производства, остальное — после выполнения и до отправки заказчику. А вот в России производство полного цикла не всегда возможно, потому что зарубежные компании не доверяют российской стороне из–за отсутствия законодательной базы по защите интеллектуальной ценности.
"В то же время компании, для которых Россия и страны постсоветского пространства всегда были стратегическими регионами сбыта, безусловно, прикладывают максимум усилий для налаживания производства на территории России и рассматривают даже полный цикл производства", — говорит он.