Кризис, как и материя, — объективная реальность, данная нам в ощущениях. "ДП" опросил российских предпринимателей и менеджеров, чтобы выяснить, при помощи каких простых индикаторов они уже заметили кризис в повседневной жизни.
Скидки в ресторанах
Тимофей Зудин, арт–директор ресторана Ginza
Мы относимся к люксовому сегменту, который кризис затрагивает в последнюю очередь. Вместе с тем мы понимаем, что определенный кризис есть, и мы демпингуем. Есть информация, что большое количество заведений города в ближайшее время закроется. И мы готовы "подхватить" их гостей. Общий смысл в том, что высокая проходимость даст нам больше, чем "высокие" чеки.
В итоге мы ввели дополнительную скидку на обеды — 30 %. Это позволит нам увеличить проходимость, и в итоге мы останемся в плюсе. По определенным дням предлагаем 50%-ную cкидку для девичьих компаний. Это такая маркетинговая фишка. Как говорят англичане, body brings body — люди приводят людей. В пустые рестораны люди никогда не пойдут. А если они видят, что в ресторане полно девушек, то и сейчас зайдут, и потом будут приходить постоянно.
Читайте также:
Россию назвали самой полицейской страной в мире
Не все рестораны могут себе такой ход позволить. А у нас в эти непростые дни полные рестораны девушек. Люди приходят, у них глаз радуется, они садятся и с удовольствием тратят деньги. И им хорошо, и нам хорошо.
Рост потребления спиртного
Самвел Аветисян, управляющий партнер компании "АрхИдея"
Пить стали больше — в качестве анестезии. Был я тут недавно в алкогольном магазине, увидел надпись про 50%-ные скидки. Обычно я на это не ведусь, но тут купил в 4 раза больше, чем собирался. Настроения в предпринимательской среде становятся упадническими. Некоторые на грани банкротства, некоторые уже за гранью. У всех проблемы, падают продажи, они перестраиваются. Спрашиваешь, как дела — раньше были какие-то бравые реляции, теперь — "продажи упали", "банки не дают кредиты", "тяжело"… Этот кризис гораздо жестче, чем то, что было 5 лет назад. Тогда было только легкое дуновение, сейчас все серьезно. И есть ощущение, что кризис еще не дошел до дна. Люди боятся не столько кризиса, сколько ожидания худшего. Настроение исправится, когда мы оттолкнемся ото дна.
Рост цен на услуги для детей
Мария Курылева, совладелец компании "Артос"
Понятно, что выросли цены на продукты, это все заметили. А мы еще заметили, что выросли цены на детское дополнительное образование. Кружок фигурного катания раньше стоил 4 тыс. рублей в месяц, а теперь — 6,5 тыс. рублей. Как это связано с санкциями и с курсом валют? Непонятно. Наверное, дорожает аренда, а тренеры не хотят зарабатывать меньше, чем раньше.
Массовая эмиграция
Антон Носик, медиаэксперт
Настроения видны и в посольствах, в частности в консульском отделе посольства Израиля. Многие люди в Москве вдруг вспомнили то, о чем, как они думали, им уже не придется вспоминать. Лет пятнадцать не было такого ажиотажа. На консульское интервью по поводу получения израильского гражданства там теперь запись на полгода вперед. Три консула ведут непрерывный прием, и им, возможно, придется расширять помещения. Дело тут, конечно, не в экономике: те, кто собирается в Израиль, понимают, что там в экономическом плане тоже непросто. Дело тут в психологии и в политике.
Отсутствие объективной информации
Аркадий Пекаревский, совладелец кондитерской фабрики "Ацтек"
Кризис я ощущаю постоянно, и он в первую очередь связан не с какими-то товарами, а с тем, что происходит у людей в голове. Политиками предлагаются вещи, лежащие за гранью логики. Судя по новостям, есть психологический кризис. Например, по ситуации на Украине идет какая-то непонятная, противоречивая, разрозненная информация. И этот кризис, который начинается как психологический, проявляется потом в том числе и в экономике. Самая главная опасность — это паника. А паника возникает тогда, когда ситуация непонятна. По пирамиде Маслоу, большее значение имеет вопрос безопасности. И, когда есть политический кризис, люди начинают думать о том, как защищаться. А экономика — это уже последствия.
Вывески "Аренда" и "Продажа"
Самвел Аветисян, управляющий партнер Компании "АрхИдея"
В потребительском поведении, мне кажется, ничего не поменялось. Как ходили люди в модные московские места, так и ходят. Средний чек вряд ли стал заметно меньше. Есть маячки типа заведения Uilliam's на Патриарших прудах, по которым можно судить. Так вот, там по-прежнему полно народу. Но в крупных расходах кризис уже виден. С Тверской ул. ушли 19 арендаторов магазинов. В Москве рябит в глазах от надписей "аренда", "сдаю", "продажа". Перед кризисом, совсем недавно, была проблема с тем, чтобы найти помещение, теперь — с тем, чтобы найти арендатора, наблюдается массовый исход. И в Facebook люди стали писать друзьям: "Продается квартира, условия такие-то, вот фотографии". Раньше такого не было.
Разговоры о кризисе
Александр Батушанский, глава Консалтинговой группы "Решение"
Были какие-то события, нерадостные для бизнеса: курс валют, цена на нефть, арест Евтушенкова. Но я пока вижу только один синдром кризиса: увеличилось количество разговоров о кризисе. Понятно, как это сказывается на настроениях бизнеса. Чем больше люди об этом говорят, тем хуже ситуация. И неважно, есть объективные причины для кризиса или нет. Если люди говорят об этом, значит, состояние бизнеса печально, а это как раз свидетельство кризиса. Это может само по себе стать причиной кризиса. Чем больше люди это обсуждают, тем больше они начинают придерживать инвестиции и думать, куда бы еще направить деньги. А без инвестиций никакого роста не будет. Самосбывающееся пророчество.
Рост спроса на отечественную продукцию
Константин Редькин, директор по развитию компании "ДЖИ-групп"
Мы производим медицинскую косметику, конкурируем с западными марками. Еще полгода назад многие нам отвечали: "Ну вы же не Франция, не Италия, о чем говорить?". Теперь руководители компаний стали звонить сами: наше качество резко стало их устраивать, и внешний вид продукции тоже. Причина проста: никто не хочет терять прибыль, расплачиваться за курс рубля из своего кармана. Мы тот самый отечественный производитель, которому санкции пошли на пользу. Рост можно оценить в 10%.
Усложнился диалог с западными партнерами
Сергей Дмитриенко, вице-президент Санкт–Петербургского союза предпринимателей
Я вижу две противоположные тенденции: вести бизнес с западными партнерами становится все сложнее, а с азиатскими — все проще. Я в этом месяце был в Эстонии, Финляндии и Исландии. Судя по картинке в их телевизоре, у них совсем другая картина мира. Отсюда натянутость, непонимание. Люди откладывают проекты, жмут на паузу. Ровно год назад в отношениях с теми же самыми партнерами был, что называется, бодрящий энтузиазм. Сейчас его нет. А в отношениях с китайским и вьетнамским бизнесом все наоборот. И бизнесмены, и чиновники проявляют удивительную расторопность и активность. Только сегодня звонил глава бизнес-ассоциации одной из китайских провинций, где население — 100 млн человек. А до этого приезжала делегация из небольшой провинции, где живут 44 млн. И в ее составе было не 3-4 человека, как раньше, а человек пятнадцать. Этот их энтузиазм проявляется и в разных мелочах. Посылка недавно дошла из Китая за 5 дней. По сравнению с тем, что было раньше, это феноменальная скорость.
Товары в мелкой упаковке
Антон Носик, медиаэксперт
Некоторое время назад в продуктовых магазинах удивление вызывало серьезное снижение цен — хотя, казалось бы, следовало ожидать подорожания. Причем я говорю про магазины премиум-класса, где вообще никогда не было товаров, условно говоря, за 40 рублей, все начиналось с 200-300 рублей за любой пучок травы. Я стал присматриваться, что же случилось, откуда вдруг удешевление, откуда эта ценовая благодать, — и выяснил, что они просто изменили расфасовку. Появилась расфасовка на считанные граммы, цена товара выросла, а цена покупки "снизилась".
Исчезновение привычных продуктов
Игорь Водопьянов, глава УК "Теорема"
У меня простой индикатор кризиса. Я всегда любил йогурты "Сваля", а теперь их нету, блин. И меня это, честно сказать, очень раздражает. Когда все это с санкциями началось, я пошел в магазин и, несмотря на дату, набил ими целый холодильник. И я ел их до тех пор, пока они не начали вздуваться. Хватило на 2 месяца.
Будки по ремонту обуви
Андрей Поскряков, директор по развитию компании "Ёрд"
Я живу в центре города и в последнее время стал замечать будки по ремонту одежды и обуви там, где их раньше не было. Спрос, по-видимому, растет: люди экономят, вместо покупки нового отдают в ремонт. Был в Москве такой предприниматель, который в прошлый кризис раскрутил целую сеть таких мастерских. Может, теперь появится еще одна.
Обед на рабочем месте
Леонид Гарбар, вице-президент Stroganoff Group
Растет спрос на "пирожки с собой". Есть ведь два варианта обеда в рабочий день: либо ты пошел куда-то поесть, либо купил пирожков и съел их в офисе с чаем. Сейчас второй вариант становится все более востребованным. Что касается ресторанов, то тут у нас вспышка "патриотизма", подкрепленная качеством. Вместо аргентинских стейков теперь брянские, и мы подчеркиваем, что это отечественный продукт. Они тоже вкусные, и вкус этот более знаком потребителю, хотя это и не тот вкус, к которому они привыкли по стейкам. Спрос на них есть.
Меньше стали отдыхать за границей
Андрей Шарков, владелец компании ShokoBox
Кризис заметен и по поведению многих знакомых. Раньше они планировали новогодние каникулы заранее, бронировали дома и виллы за 4-5 месяцев до Нового года, тратили на 2–3 недели отдыха для всей семьи до миллиона рублей. Сейчас многие, что называется, "притормозили", некоторые решили отдохнуть в России или где-то недалеко от России и тоже сэкономить.
Ненужные квартиры
Антон Носик, медиаэксперт
Осенью люди начинают сдавать и продавать жилье. Это понятно: начинается учеба, возобновляется производственный год после отпусков. Раньше многие мои друзья спрашивали, не сдает ли кто квартиру. А сейчас вопросы обратные: не снимет ли кто, не купит ли кто? Некоторые жилье поставили на рынок еще весной и до сих пор ждут. Цены не падают (хотя если цена в рублях, то падение рубля — это и есть падение цен), но спроса нет вообще.
Экономия на шоколаде
Андрей Шарков, владелец компании ShokoBox
Одна из моих компаний делает шоколад на заказ для корпоративных клиентов. В последние месяцы клиенты стали очень часто просить более бюджетные комплектации подарков — положить меньше шоколада, сам шоколад взять подешевле и т. д. Раньше никто на новогодних подарках не экономил, а теперь процент премиум–заказов сократился вдвое — с 30 % до 15 %.
Исчезновение крупных купюр
Александр Затуливетров, управляющий компанией Sky Rest
В последний месяц–полтора мы замечаем, что стали инкассировать гораздо меньше пятитысячных купюр. Вероятно, люди, получая зарплату, невольно откладывают все крупные купюры в отдельный кармашек, чтобы купить на них валюту. Продажи валюты ведь резко увеличились. Я тоже ловлю себя на том, что откладываю "пятерочки". В бумажнике остаются купюры поменьше: на них ты можешь погулять. Ты знаешь, что у тебя там четыре тысячных купюры. И ты начинаешь немножко считать. Раньше не было разницы, 2,7 тыс. у тебя чек или 3,2 тыс. — платишь ты все равно одной пятитысячной купюрой. А вот три или четыре тысячные бумажки выложить — это уже разница, это уже лишний неприятный хруст. Именно поэтому снижается и средний чек — в наших заведениях примерно на 30 %. Количество гостей тоже сокращается, но не так быстро. Тенденции такие: люди начинают считать деньги, выбирают все то же, но реже. Прежде всего перестают ходить в рестораны в будние дни, ежедневно. А по пятницам–субботам все по–прежнему.
Дорогой лосось
Леонид Гарбар, вице-президент Stroganoff Group
Все стало дороже. И часто непонятно почему. Понятно, что лосось подорожал, но непонятно, почему он подорожал так сильно. А блины с лососем, в которых этого ингредиента немного? Это просто повод поднять цены. Или вот отечественный куриный галантир: 300 г — больше 1 тыс. рублей. Отечественный-то какого черта дорожает? Господа производители, почему вы так задираете цены? Вы же так спрос убьете. Можно ведь зарабатывать на обороте, а можно один раз продать за миллион и потом сосать лапу. У нас второй вариант.