Не западные санкции, а высокие банковские проценты, отсутствие доступа к «длинным» деньгам, неблагоприятный инвестклимат, излишняя бюрократизация «душат» российский бизнес, прежде всего малый и средний.
Участники прошедшего в Москве в Торгово-промышленной палате конгресса «Безопасность и защита предпринимательства» отметили, что современная ситуация в России, несмотря на ухудшение инвестиционных условий, тем не менее, открывает новые возможности для привлечения иностранных инвесторов, как за счет снижения затрат на инвестиционные проекты из-за девальвации рубля, так и за счет увеличения преференций инвесторам со стороны органов власти. Особо отмечалась необходимость активизации инвестиционных процессов в рамках Евразийского экономического союза.
«За три предшествующих года Росстат зафиксировал двустороннее замедление роста физического объема инвестиций в основной капитал. А в три последующих, по прогнозу Минэкономразвития, они могут снизиться более чем в три с половиной раза. И это в условиях, когда конъюнктурные внешнеэкономические источники роста перестали работать, и «война санкций» может только усугубить ситуацию. Создается реальная угроза выхода экономики за «красную черту», — подчеркнул председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Александр Каньшин.
Нынешняя ситуация определяется тем, что отечественные предприниматели не подхватили инвестиционный «порыв» государства. Причины этого эксперты видят в «плохом инвестиционном климате», включающем и налоговую нагрузку, и недостаточную защиту прав собственности, и дороговизну и ограниченность финансовых ресурсов, равно как и малые сроки по кредитам, и монополизацию рынков, и избыточное администрирование и многое-многое другое.
«Сейчас к этому добавилась еще и неопределенность, порожденная непростой внешнеполитической ситуацией, — сказал Александр Каньшин. — То, что государство должно настойчиво продолжать работу по устранению этих причин, говорится на самом высоком уровне, и уже много что делается. Но нам представляется, что главные риски государственной инвестиционной активности в другом». Во-первых, власть иногда осуществляет свою инвестиционную активность через так называемый мобилизационный механизм, неоправданно высоко повышая налоги, всевозможные сборы и так далее, что оказывает серьезное негативное воздействие на экономику.
Во-вторых, в силу объективных ограничений, государство своей инвестактивностью способно обеспечить прорывы в очень важных областях, но они будут носить в большей степени точечный характер, а не «разгонять» комплексное социально-экономическое развитие страны. Отсюда следует вывод, что государственные инвестиции должны осуществляться, в том числе, через такие проекты, которые стимулируют инвестиционную активность предпринимателей как через участие в самих этих проектах, так и вокруг них.
По результатам работы конгресса ее участники рекомендуют администрации президента и правительству разработать стратегию импортозамещения на основе ухода с экспортно-сырьевой модели. Бизнесмены предлагают предусмотреть разработку национальной промышленной политики в неразрывной связи с национальной финансовой политикой. Разработать механизмы осуществления скоординированной промышленной политики в рамках Евразийского экономического союза. Предлагается создаваемый в стране Фонд развития промышленности увеличить за счет средств Фонда национального благосостояния.
Бизнесмены не исключают возможности допуска иностранных инвесторов в стратегические отрасли национального хозяйства России. Также, по их мнению, необходимо ввести в Налоговый кодекс РФ принцип презумпции невиновности налогоплательщика и объявить трехлетний мораторий на изменения в налоговом законодательстве, ухудшающие правила ведения бизнеса и увеличивающие налоговое бремя на предпринимательскую деятельность (в частности, отказаться от введения дополнительных муниципальных сборов).