Фэшн–ретейлеры терпят убытки из–за резкого снижения покупательского спроса, которое усугубляется ослаблением рубля. В итоге присутствие на петербургском рынке сокращают как локальные игроки, так и одежные сети мирового масштаба.
Как стало известно "ДП", операторы фэшн–рынка вынуждены закрывать магазины. Например, из 10 магазинов кожгалантереи московской сети Domani в Петербурге теперь работают только четыре, компания отказалась от флагманских магазинов бренда в крупных комплексах, таких как "Галерея", "МЕГА" и ТК "Сенная". Сеть "Вояж", по данным участников рынка, вообще прекратила работу и закрыла все розничные точки. Компания Jeans Simphony, которая развивает в России французскую сеть одежды для женщин Camaieu, сокращает сеть в Петербурге. По данным участников рынка, стоит вопрос о закрытии этой марки.
Придержали развитие
Эксперты опасаются, что это только начало. "В этом году на закупки "весна–лето" в Милане 80% байеров обуви и аксессуаров из Петербурга просто не приехали, — рассказывает владелец одной из петербургских сетей аксессуаров, — это значит, что сейчас, в предновогодний пик и в январе будут распроданы товарные остатки, а потом магазины начнут просто закрываться". Правда, Дарья Ядерная, управляющий директор Esper Group, менее категорична: "Заказывали — да, меньше, оптимизма не было, но все–таки заказывали, и в Милан, и в Париж приехало огромное количество людей".
В Astera отмечают, что в сегменте фэшн–ретейла помещения не ищет почти никто. "Открытия последних месяцев были запланированы еще в конце 2013 года, а говорить о дальнейшем развитии ретейлеры будут только в конце I квартала 2015 года, они надеются, что к этому моменту ситуация стабилизируется", — говорят в Astera.
Слабое звено
В группе риска прежде всего франчайзи зарубежных масс–маркет сетей. "Чтобы компенсировать ослабление рубля, они должны поднять цены, а значит, потерять аудиторию, поэтому им проще отказаться от развития марки в России", — объясняет Денис Богатырев, гендиректор "БНС–груп" (работает с марками Мехх, Calvin Klein и др.). По его мнению, компании, которые самостоятельно работают в России, например H&M, могут позволить себе более плавный рост цен. Еще в сентябре от франшизы отказалась компания "Маратекс", которая управляла сетями магазинов Esprit, OVS, River Island в России. Решение о прекращении их работы было принято также в результате потерь из–за валютных скачков.
В Петербурге и в России закрываются магазины New Look. Немецкая сеть одежды для женщин Gerry Weber подчеркивает, что остается верной своей политике отказа от работы с партнерами с низкой кредитоспособностью, которые не могут работать на условиях предоплаты. При этом все магазины петербургского франчайзи Gerry Weber продолжают свою работу. Финская компания Stockmann заявила о выводе с российского рынка 20 магазинов Seppala. Основная причина — ослабление рубля. "Хуже всего ощущает себя средний класс, бюджетный сегмент более устойчив, в том числе за счет притока среднего класса, — говорит Дарья Ядерная. — Серьезного падения люкса в Петербурге нет, но только потому, что этот рынок в депрессии уже почти 10 лет". Она добавляет, что особенно уязвимы небольшие (20–25 магазинов) сети с невысокой узнаваемостью, а также магазины с высокой долей постоянных лояльных клиентов и небольшой долей массового трафика. В JLL соглашаются, что страдают ретейлеры с небольшой сетью магазинов, которая просто не может себя содержать сама, вне зависимости от формы работы (через партнера или напрямую). Однако потери несут даже крупнейшие одежные сети. По итогам 9 месяцев ретейлер "Мэлон фэшн груп" (Zarina, Love Republic и Befree) зафиксировал убыток 427 млн рублей, следует из отчета шведской инвесткомпании East Capital Explorer (совладелец "Мэлон фэшн груп"). Тогда как за 9 месяцев 2013 года ему удалось заработать 346 млн рублей. При этом чистая выручка ГК "Мэлон Фэшн Груп" в III квартале выросла на 24% и составила 3,1 млрд рублей. Основной причиной снижения рентабельности East Capital Explorer называет вынужденное снижение цен и отток покупателей.
По прогнозу Euromonitor, объем российского рынка одежды в этом году составит $58,69 млрд и вырастет на 4% по сравнению с 2013 годом. Прогнозы российских аналитиков гораздо менее оптимистичны. Так, в Esper Group не ждут снижения рынка в 2014 году в рублях, но в натуральном выражении объем рынка сократится.
Сэкономить на аренде
Арендодатели в основной своей массе идут навстречу и соглашаются на довольно большие уступки, только бы магазины продолжали свою работу.
"Торговым комплексам сейчас приходится бороться за каждого арендатора, шанс заполнить пустующие площади есть у тех, кто готов снижать арендную ставку в 2 раза и больше", — говорят в Astera.
"Мы можем платить не больше 20% от оборота отдельного магазина, поэтому в текущей ситуации просим арендодателей снизить ставку аренды либо зафиксировать ее в рублях", — рассказывает Денис Богатырев. По его словам, стратегия развития компании не предусматривала закрытия магазинов в Петербурге, но если договориться с арендодателем о снижении арендной нагрузки не получится, то не исключены вынужденные уходы. По наблюдениям Astera, особенно агрессивно и аргументированно торгуются крупные сети с большим штатом юристов. По ликвидным помещениям арендаторам удается получить скидку в размере до 25% от заявленной, по менее ликвидным объектам — до 50%. На переговоры уходит 2–4 месяца.
Своего не сшить
Быстро компенсировать влияние валютных колебаний за счет переноса швейного производства в Россию невозможно, считают эксперты. Зависимость от импорта высока. По данным Discovery Research Group, 85% продаваемой в России одежды ввозится из–за рубежа, и это без учета серого рынка. "Чтобы выстроить в России легкую промышленность, потребуются годы, даже десятилетия, и сумасшедшие инвестиции", — категоричен Аркадий Пекаревский, бывший совладелец SELА. По его словам, в России нет необходимой инфраструктуры, и появиться она может только при поддержке государства. "Частные инвесторы просто не пойдут на такие шаги — кредиты дорогие, а ждать возврата инвестиций придется слишком долго", — объясняет он.
По его мнению, в текущей ситуации можно ожидать усиления поставок одежды со стороны Белоруссии и Узбекистана, где легкая промышленность постепенно восстанавливается. "Российские же одежные сети сейчас выступают в роли страдальца, жертвуя своей доходностью ради того, чтобы удержать долю на высококонкурентном рынке и продержаться, пока рынок не стабилизируется", — говорит Аркадий Пекаревский.
Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
“
В 2014 году у нас были закрытия, но это всего несколько нерентабельных магазинов, что вполне стандартная ситуация для розничной сети. Конечно, мы не можем и не должны игнорировать общую ситуацию в фэшн–индустрии, когда многие крупные игроки вообще уходят с рынка. Cтараемся предлагать нестандартные варианты в продвижении и рекламе. В 2015 году мы запланировали открыть 15 магазинов FINN FLARE. Однако оценка объектов стала более скрупулезной. Для нас наибольший интерес представляют крупноформатные суперрегиональные торговые комплексы.
Артем Чернышев
директор департамента маркетинга FINN FLARE
“
Мы чувствуем падение спроса, связанное с кризисом в умах и экономике, но удается держать продажи на прежнем уровне за счет распродаж и спецпредложений. Возможно, мы теряем в марже, но для потребителя цены сохраняем. Наша стратегия развития в кризис заключается в оптимизации бизнес–процессов, в том числе кадровой политики: мы сокращаем раздутый штат, если такой есть. В то же время новые магазины открываем, но только там, где они точно окупятся. Так, в Петербурге планируем открыть два в скором времени.
Юлия Зефирова
руководитель пресс–службы SELA