Медведев предложил россиянам терпеть

Премьер-министр Дмитрий Медведев во время интервью телеканалам признал, что финансовые проблемы сильно бьют по карманам россиян, но предложил им терпеть и верить в правительство. Воспринимать сложности нужно как судьбу.

Традиционное общение Дмитрия Медведева с журналистами телеканалов (это Первый, "Россия", НТВ, "Рен-ТВ" и "Дождь") отличалось от выступлений Владимира Путина не только по формату, но и по тематике. Если президент в послании говорил о политике, то премьера — в соответствии с должностью — спрашивали об экономике. Которая, правда, все равно сводилась к политике.
Разговор о растущих ценах и падающем рубле глава правительства свел к предложениям потерпеть. Он признал, что финансовые проблемы "бьют по карману всех людей, которые зарабатывают деньги в рублях, а таких у нас абсолютное большинство, и это снижает нашу покупательную способность". Стремясь успокоить людей, Медведев сказал даже, что и на нем ослабление рубля сказывается, не уточнив, правда, как именно сказывается, и на чем же ему теперь приходится экономить.
Россиянам Дмитрий Медведев предложил "не устраивать особой истерики" и "просто набраться терпения, пережить этот тяжелый период и смотреть в будущее". Государство собирается спасать бюджетников "в тех рамках, которых мы можем это сегодня делать", а вот всем остальным придется как-то самим выкручиваться — за них ответственность возложена на работодателей, развел руками премьер.
Он, впрочем, считает, что конвертировать сбережения в иностранные валюты может быть поспешным решением — рубль ведь рано или поздно может отрасти обратно.
Премьер-министра бомбардировали вопросами о санкциях; а вот ответы были не всегда конкретными. Понятно, что общая политика, как еще раз повторил Медведев, в том, чтобы попытаться в очередной раз слезть с нефтяной иглы и наладить выпуск собственной продукции, но этот вопрос на повестке дня стоит уже очень много лет. Вот Марианна Максимовская с Рен-ТВ, например, спрашивает, знает ли премьер о том, что польские яблоки лежат сейчас в магазинах под видом сербских, и о том, какие тарифы сейчас в России для теплиц, яблоки получатся "бриллиантовыми", а он отвечает, что знаем, да, и это нехорошо, неправильно, конечно, и фермеры действительно жалуются, но мы же все равно способны уйти от ненужного импорта и будем добиваться, чтобы кредитная ставка для аграриев была приемлемой.
Беседа естественным образом дошла до Крыма как источнике санкций, и вопрос о цене полуострова заставил Дмитрия Медведева сделать паузу. "Крым — это наша история, наша судьба, наша боль и наши люди, которые проголосовали за то, чтобы вернуться в Россию, — промолвил он. — Это юридический факт, с которым все должны считаться, и из этого будем исходить на будущее". Кстати, "цена победы" в изложении главы правительства — 680 млрд рублей, это объем программы восстановления Крыма, причем, заметил Медведев, это некие "специальные" деньги, которые нашли, не отщипывая от регионов.
Российские руководители разводят вопросы Крыма и санкций, делая вид, что это совершенно не связанные между собой вещи. Крым — это судьба и сакральное место, а санкции — отдельно, их ввели просто так. "Мы ни с кем не ругались и войны не объявляли, — удивляется Дмитрий Медведев. — А нам говорят "вы нарушили какие-то нормы...". Это же не наш выбор!" При этом он по-прежнему утверждает, что Россия — европейская цивилизация, "тут и добавить нечего", а всякие идеи и заявления, в том числе его собственных министров, по поводу новой "холодной войны" и возвращения понятия "враг народа" предлагает всерьез не воспринимать.
Горизонты терпения, премьер, кстати, честно расширил. "Цикл производства, создания новых производственных мощностей, особенно по крупному рогатому скоту, по мясному животноводству, довольно длинный – это 9, может быть, даже 10, 11 лет", — предупредил он. Но в целом Дмитрий Медведев, как и положено, в панику не впадает: новые производства открываются, реформы и вложения в науку скоро начнут давать отдачу, в девальвации рубля есть и плюсы, правительство состоялось, медицина оптимизируется. Так что надо терпеть — судьба такая.