Цены на товары в России в 2015 году вырастут на 5-10% только из-за отказа от традиционной пластиковой тары и перехода на использование биоразлагаемой упаковки. Потенциальный объем рынка биотары оценивается в $3–4,5 млрд.
С 2015 года российские магазины должны будут начать переход на использование биоразлагаемой упаковки (БУ). Предполагается, что к 2025 году предприятия торговли полностью откажутся от традиционной пластиковой тары.
Новая упаковка в среднем в 1,5 раза дороже традиционной. В итоге из–за замены тары стоимость конечной продукции в магазинах вырастет на 5–10%.
Два способа разложения
План правительства РФ о постепенном переходе на новые стандарты в упаковке был принят в прошлом году. Пока эти требования предполагается применять только к упаковке, используемой торговцами (пластиковые пакеты, коробки, банки, лотки, пленка и пр.). К фабричной таре, в которую фасуют свои товары производители, новые требования не относятся.
Обычная пластиковая упаковка требует специальной переработки и утилизации, так как срок ее естественного распада — 100–200 лет. В отличие от нее, новый фасовочный материал в течение 0,5–2 лет полностью распадается на воду, углекислый газ и биомассу.
БУ может быть произведена из растительного сырья или с использованием традиционной нефтехимии, как и обычные пластики, — в этом случае в ее состав вводятся специальные добавки, которые обеспечивают распад материала через определенное время.
Бумажная тара, строго говоря, не является биоразлагаемой, говорит председатель технического комитета "Упаковка" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ (Росстандарт) Петр Бобровский. "Даже для биоразложения картонной упаковки необходимо ввести в ее состав специальную добавку", — поясняет он.
В основном наши магазины используют оксобиоразлагаемые пакеты и пленку.
Как рассказал Петр Бобровский, сейчас в России доля такой упаковки составляет менее 1%. Росстандарт готовит новый ГОСТ на упаковку, где будут прописаны требования к таре, которую должны использовать магазины.
Участники рынка предполагают, что новый стандарт будет ориентирован не на растительные, а на традиционные полимеры с добавками. Во–первых, растительные полимеры в 2 раза дороже обычных, пояснили в ЗАО "Мир упаковки". Учитывая, что доля сырья в себестоимости пластиковой тары составляет 40–50%, конечная продукция при переходе на растительные полимеры может подорожать в 1,5 раза. Во–вторых, растительную БУ в России не производят.
Традиционную БУ выпускает всего несколько заводов. Обеспечить потребности магазинов в упаковке власти рассчитывают прежде всего за счет нового завода ГК "Ренова", о строительстве которого группа заявила в прошлом году. Другие отечественные предприятия, в частности петербургское ЗАО "Мир упаковки", также готовы начать производство БУ, как только будет сформирован спрос на нее.
Эксперты затруднились оценить потенциальный оборот рынка БУ. В целом объем рынка упаковки в РФ составляет $20–28 млрд в год. Примерно 10–15% из них приходится на ретейл, остальное — заводская фасовка. То есть при переходе магазинов на БУ ее объем на рынке может составить $3–4,5 млрд в год.
Пакетная четверть
В большинстве петербургских магазинов использование БУ ограничивается оксопакетами, которые продаются на кассах. По оценке генерального директора ООО "Производственная фирма "Дар" Игоря Фомина, сейчас около 25% пакетов с ручками в городских сетях биоразлагаемые. Они примерно на 0,5–0,6 рубля дороже обычных, стоимость которых — 1,5–5 рублей.
У некоторых ретейлеров доля БУ значительно выше. Например, в сети "О'Кей" она составляет половину всех пакетов, предлагаемых покупателям на кассе. В "МЕТРО Кэш энд Керри" — 45%. До конца этого года "МЕТРО Кэш энд Керри" собирается начать продажу бумажных пакетов навынос без ручек.
"М.видео", по словам пресс–секретаря этой сети Антона Пантелеева, отказалось от использования полиэтиленовых пакетов в 2010 году. Теперь все пакеты на кассах "М.видео" бумажные, они стоят 5–15 рублей за штуку.
Сеть "Дикси" предлагает покупателям многоразовые биоразлагаемые эко–сумки по 20 рублей, добавляет директор по внешним связям ГК "Дикси" Екатерина Куманина.
Торговцы по–разному оценивают спрос на экологичную упаковку. Большинство говорит, что покупатели в основном обращают внимание на цену тары, а не на ее экологические характеристики, поэтому выбирают более дешевые обычные пакеты.
Фальшивая тара
Как утверждает председатель Общества защиты прав потребителей России (ОЗПП) Михаил Аншаков, далеко не вся фасовочная продукция, которая позиционируется как БУ, действительно является биоразлагаемой. По его словам, в большинстве случаев используемая в России БУ либо разлагается так же, как и обычная, за 100–200 лет, либо через 2–3 года с момента выпуска распадается на хлопья, которые имеют такой же срок деградации, как и обычный полиэтилен.
Пользуясь отсутствием стандартов для БУ, производители выдают псевдоупаковку за более дорогую экотару и получают таким образом дополнительную прибыль, говорит Михаил Аншаков. ОЗПП в этом году подало в суд на нескольких производителей БУ, обвинив их в том, что они вводят потребителей в заблуждение относительно свойств своей продукции.
В партии тары, которая поставляется торговым сетям, недобросовестные производители подмешивают к биоразлагаемым пакетам обычные, рассказывают эксперты. "Экология — модная тема, спрос на БУ растет. Часто в партии упаковки только 15–20% действительно биоразлагаемых пакетов, а остальные — обычные, но с тем же лейблом", — рассказал один из петербургских производителей упаковки. Участники рынка рассчитывают, что такие фальсификации прекратятся, когда будет принят ГОСТ на БУ.
“
Для разложения биоразлагаемых пластиков нужно компостирование. Такие отходы укладывают слоями вместе с пищевыми на специальных полигонах, где создается температура 30–70°C. Тогда полный распад упаковки происходит за 180 дней. Просто выброшенная на улицу упаковка не начнет быстро разлагаться, как этого от нее ожидают. Сейчас в России не созданы условия для утилизации биоразлагаемой упаковки. Полигонов для нее нет, раздельный сбор мусора не организован. Возможные объемы производства такой упаковки зависят от того, какие нормативы установят власти, и, соответственно, от того, какой спрос на нее в итоге будет сформирован. Мы готовы начать выпуск этой продукции, если будут заказы.
Мария Молодиченко
представитель ЗАО "Мир упаковки"