В Петербурге трудовые мигранты могут устроить забастовки из-за девальвации рубля

Автор фото: Антон Тушин/ТАСС

Доходы мигрантов в России сильно упали из-за девальвации рубля. Дело в том, что они переводят большую часть заработка в доллары и отправляют валюту на родину. В Петербурге мигранты требуют повышения зарплат, но работодатели не готовы к таким расходам.

С начала года российская валюта упала по отношению к доллару на 74%. От этого сильно пострадали доходы трудовых мигрантов из стран СНГ, поскольку большую часть заработка они переводят в доллары и отправляют на родину. По данным председателя комитета по труду и занятости Дмитрия Чернейко, несколько лет подряд средняя сумма ежемесячного перевода на родину составляла около $300. Из-за стремительной девальвации рубля теперь за ту же зарплату можно купить значительно меньше валюты.
По данным ЦБ РФ, в первом полугодии 2014 года из Петербурга физические лица сделали 204,2 тыс. переводов денег за рубеж (без открытия банковского счета). Общий объем переводов составил 2,8 млрд рублей. "Денежные переводы трудовых мигрантов составляют серьезную часть общего денежного потока, так как люди стремятся поддерживать своих близких на родине", — отмечают в Western Union. По их данным, основные страны — реципиенты денежных переводов — это Узбекистан, Таджикистан и Украина. Официальной статистики за III квартал еще нет, но в платежных системах в ноябре уже зафиксировали общее снижение сумм переводов в страны СНГ на 35% к октябрю этого года и на 50% — к августу.
Работать стало невыгодно
В отличие от рубля, курсы национальных валют в Средней Азии серьезных колебаний не претерпели. В начале 2014 года за 100 таджикских сомони давали $19, в декабре — $21,1, за 10 тыс. узбекских сумов в январе давали $4,5, в декабре — $4,2. В начале года за 100 киргизских сомов можно было купить $2, в декабре —$1,7.
"Раньше, вернувшись на родину после заработков в России, можно было жениться или начать строительство дома. Сейчас заработки в пересчете на валюту упали вдвое. Я думаю, что приезжать в Россию будут меньше, работать здесь стало невыгодно. К тому же, сильно подорожали билеты на самолет, перелет стоит 26 тыс. рублей. Отрабатывать деньги за дорогу придется долго", — говорит председатель петербургского общественного объединения граждан Таджикистана "Аджам" Мурод Усманов.
"Из–за девальвации рубля нашим соотечественникам становится невыгодно работать в России, — вторит ему президент петербургского узбекского землячества "Туран" Алиджан Хайдаров. — Переводы сократились вдвое, а объем работы при этом не уменьшился. Конечно, люди очень недовольны. Наша диаспора будет вести переговоры с работодателями о повышении зарплат". По данным миграционной службы за 10 месяцев 2014 года, в Петербурге и Ленобласти 1787 работодателей имеют разрешение на привлечение иностранных работников. С начала года было выдано 248,4 тыс. разрешений на работу для мигрантов, 84,4 тыс. человек оформили патенты, дающие право легально работать у физлиц. По экспертным оценкам, с учетом нелегалов в регионе находится до полумиллиона мигрантов. Две трети мигрантов из стран СНГ работают в нескольких отраслях — торговле, строительстве, ЖКХ и на транспорте. Работодателям из этих сфер скоро придется столкнуться с притязаниями гастарбайтеров на повышение зарплат.
Нет оснований для прибавки к зарплате
Председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев подтвердил, что перевозчики обращают внимание на то, что пересчитанные в иностранную валюту доходы водителей-мигрантов сократились. Однако он настаивает, что оснований требовать повышения зарплаты у них нет. "В договорах с ними нет никаких оговорок, указывающих на обязанность работодателя повышать зарплату вследствие девальвации рубля и роста потребительских цен. У нас минимальный размер оплаты труда водителя привязан к МРОТ, меньше двух МРОТ перевозчики не могут платить водителям, соответственно, вместе с индексацией МРОТ будет увеличиваться зарплата. В следующем году она подрастет на 411 рублей, или на 7,4%. Других оснований повышать зарплату водителям в сложившейся тяжелой экономической ситуации у нас нет, — настаивает Василий Киселев. — Комитет по транспорту тоже нам говорит: "Повышайте зарплату, вы же зарабатываете деньги". Но мы же несем расходы, почему чиновники не хотят заставить топливные компании снизить цены на бензин, а финансовые институты — снизить ставки процента, лизинговые платежи?"