В Петербурге снесут авторынки в Автово и на проспекте Энергетиков

Автор фото: Ермохин Сергей

Городские власти собираются 24 декабря снести в Петербурге Южный авторынок, расположенный между Портовой ул. и пр. Маршала Жукова. В следующем году под снос пойдет Северный рынок на пр. Энергетиков. Гибель рынков поможет автодилерам увеличить продажи.

Центр повышения эффективности использования госимущества (ЦПЭИГИ, подчиняется КУГИ) наметил на сегодня снос Южного авторынка, расположенного между Портовой ул. и пр. Маршала Жукова. Утром к авторынку должны подъехать бульдозеры и другая тяжелая техника, которая начнет работу по расчистке 15 ,4 тыс. м2 от незаконных, по мнению центра, построек. Северный рынок на пр. Энергетиков стоит в "плане освобождения земельных участков" на будущий год.

Южный рынок на перепутье

Как сообщают в КУГИ, арендатором части территории Южного рынка было жилищное агентство Кировского района (Кировское РЖА), сейчас эта земля должна оформляться агентством в бессрочное пользование. "Но ее используют третьи лица без правоустанавливающих документов под стоянки, стихийные торговые зоны; под авторынок используется и проезжая часть вдоль Портовой ул.", — возмущаются в КУГИ, добавляя, что на рынок не раз выезжали правоохранительные и надзорные органы, но не находили никого, кому можно было бы предъявить претензии. В Кировском РЖА "ДП" рассказали, что участки находятся в ведении управляющей компании, но что это за компания, сообщить отказались. С участка, который планирует освобождать ЦПЭИГИ, 2 месяца назад убрал свои машины и постройки владелец ООО "Ремобиль" и управляющий Южным рынком Юрий Федоров. Компания арендовала участок на Портовой ул., 13, у РЖА, и, по словам Юрия Федорова, только сейчас эта часть авторынка действительно стала стихийной. Съехать пришлось из–за того, что РЖА не завершило оформление своих прав на участок в КУГИ. Юрий Федоров по–прежнему арендует несколько соседних участков общей площадью 9,6 тыс. м2, аренда обходится ему в сумме в 3 млн рублей в год. Но договоры аренды заключены на неопределенный срок, и, по его словам, продлевать их администрация не хочет. "В целом мы чувствуем давление власти, которая, видимо, хочет избавиться от рынка не только на Портовой ул, но и на соседних, где он размещается уже законно: то эвакуатор заберет у нас 10 машин, то жильцы начнут жаловаться, хотя ближайший жилой дом в нескольких кварталах", — рассказывает Юрий Федоров. Он добавляет, что его рынок открылся 17 лет назад как раз на месте стихийного, ликвидированного властями. Люди приезжали на своих машинах и продавали их прямо на месте. "Сейчас машины продают в Интернете, на Avito, "Бибика.ру" и других сайтах, — говорит Юрий Федоров, — а выставляют их все равно на Северном рынке (пр. Энергетиков) или у нас, чтобы не торговать во дворах".
Салоны торгуют в основном 2 – 3–летними машинами, а рынки — даже 10–летними. И покупатели есть — многие не могут позволить себе покупку в салоне, утверждают на "Южном". Сейчас тут продается около 100 машин в месяц, работают 10 пунктов оформления сделок. Здесь же можно оформить и автокредит. Прибыль компании приносит комиссия, которую платят за размещение владельцы автомобилей.
В октябре на рынок зачастили проверяющие, и, по мнению Федорова, дело в районной администрации. "В течение последних лет администрация Кировского района предлагает организовать на Портовой ул. зону отстоя пассажирского маршрутного транспорта, — сообщили "ДП" в районной администрации. — Сейчас они скапливаются возле станции метро "Автово" и мешают движению". Для этого администрация предлагает выполнить ремонт улицы с организацией разворотного кольца и зоной отстоя. В 2013 году улицу включили в перечень автодорог общего пользования, а в 2014 году отремонтировали за счет бюджета, заодно проверив, кто использует участки. Что касается Северного рынка, то городская Адресная инвестпрограмма предполагает строительство участка дороги (примыкает к ул. Маршала Блюхера), которая пройдет через часть территории Северного рынка. Рынок занимает более 125 га, там располагаются несколько десятков арендаторов. Автодилеры, которые работают в том же районе, не считают, что это отразится на их бизнесе. "За все время работы у нас была только одна сделка с участием Северного авторынка, — говорит руководитель отдела продаж центра "Авто XXI" Сергей Усатенко. — Слишком разное и наполнение, и аудитория".

Мнения разделились

Тем не менее многие бизнесмены уверены, что снос Южного" и "Северного может сыграть на руку официальным дилерам, которые прогнозируют на 2015 год провал рынка до 30% и делают ставку на продажу машин с пробегом. Уже сейчас такие машины занимают от 20 до 40% от общего объема продаж. Сейчас на auto.ru в Петербурге и Ленобласти около 23 тыс. объявлений. В последнее время, по данным сайта, на 10% сократилось число объявлений от частных лиц. "Но спрос, который мы измеряем по просмотрам телефонов объявлений, вырос более чем в 2 раза, как и число объявлений, которые снимают в первую неделю, — теперь таких почти 50%. Раньше почти все они висели 2 – 3 недели", — говорят в auto.ru.
По мнению Сергея Корнильева, руководителя проекта "Бибика.ру", "вторичные продажи смогут обеспечить безубыточность бизнеса в кризисной ситуации, при возникшем дефиците и повышении цен на новые автомобили". "Дилерам придется решать, как заставить продавцов сдавать машины в салон, а не продавать самостоятельно", — говорит он.
Михаил Чаплыгин, гендиректор "Auto–Dealer–СПб", отмечает, что плюсы трейд ин для дилеров — это более высокая прибыль по сравнению с продажей новых автомобилей (в среднем в 2 раза). Сергей Баландюк, руководитель направления Аvito "Авто", отмечает, что в 2014 году на вторичном авторынке наблюдался существенный рост продаж по сравнению с предыдущим годом. Продажи в целом по России на сайте во II квартале превысили 680 тыс. машин, в III квартале — 612 тыс. По его словам, даже с учетом кризиса эти цифры иллюстрируют высокий спрос, но в следующем году возможно снижение спроса и рост цен на машины с пробегом.
Представитель ГК "Лаура" Сергей Новосельский отмечает, что до сегодняшнего дня с каждым годом между авторынками и дилерами конкуренция падала. "Люди хотят получать качественное обслуживание, автомобили с гарантированно чистой историей. Это ведет их в дилерские центры. Хотя в 2015 году маятник может качнуться и в обратную сторону — даже незначительное различие в цене, особенно на бюджетные марки, будет играть ключевую роль при выборе подержанного автомобиля", — отмечает он.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне

Цены на авторынках ниже примерно на 3 – 5%. Но люди все чаще идут покупать автомобиль к цивилизованным продавцам. Перестраиваться на продажу подержанных машин дилерам было непросто, но с начала года спрос на них вырос вдвое. Это направление, которое в нынешних условиях позволяет зарабатывать. Доля машин с пробегом вырастет до 50% в общем объеме продаж дилеров за счет падения спроса на новые автомобили. Будем заменять рынки, конкурируя тем, что даем гарантии, отвечаем по закону и предоставляем полное техническое сопровождение.
Игорь Седов
директор по развитию ГК "Аксель"
В России разницы между дилерами, которые сидят в домиках, и 50 компаниями, объединенными территорией рынка, нет. Официальные дилеры у нас — это компании, которые покупают машины у импортеров и не могут быть гибкими ни по цене, ни по условиям. А вот за границей это те, кто закупает автомобили у производителей. Кстати, в Европе в каждом городе есть кварталы, где продаются машины от собственников и частных предпринимателей. Сейчас в России зарегистрировано 40 млн автомобилей, ежегодно продается 2,5 млн новых, а это всего 6%. Примерно такое же соотношение продаж на рынке.
Григорий Брудный
владелец GREGORY'S CARS