Отмена поездов из Украины спровоцировала очереди на границе с Крымом

Автор фото: Тихонов Михаил

Отмена поездов в Крым с территории Украины сказалась в первую очередь на простых гражданах, в том числе, украинских. Автобусов недостаточно, а причины решения об отменах не поясняются.

Отменить поезда в Крым украинские власти решили неожиданно — железнодорожное сообщение с новым субъектом РФ приостановили в субботу, 27 декабря. Сообщение об этом появилось на сайте государственной администрации железнодорожного транспорта Украины "Укрзализниця". Отменены два поезда из Москвы и один из Минска. Поезда, еще недавно ездившие из восьми украинских городов в крымские, теперь следуют только до ближайших к границе станций — "Новоалексеевка" и "Херсон". Дальше пассажиры могут ехать или на автобусах, или на такси. При этом нельзя сказать, что второй способ быстрее. Границу приходится переходить пешком, а после снова искать транспорт.
О причинах отмены всякого железнодорожного сообщения с Крымом железнодорожники в своем сообщении умолчали. На уточняющий вопрос в пресс-службе "Укрзализницы" корреспонденту dp.ru ответили по телефону, что информация, опубликованная на их сайте, — исчерпывающая. Еще в субботу на волне народного гнева, кстати говоря, украинского, представитель Службы национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Андрей Лысенко поспешил объяснить отмену поездов высокой вероятностью "попадания в страну диверсионных групп". Других позиций пока не озвучивалось. То есть поезда просто отменили, и все.
Тем временем под удар попали граждане обоих государств. В блогах уже вовсю описывают очереди, возникшие на автомобильных пунктах пропуска из-за автобусов и большого количества приехавших на такси. СМИ пишут о конфликтах таксистов с водителями автобусов. Украинские таксисты, пишет "РГ", в Новоалексеевке "взяли в кольцо автобусы, прибывшие с территории Крыма, и потребовали, чтобы те покинули Украину". Министр транспорта Республики Крым Анатолий Цуркин объяснил это исключительно конкурентной борьбой — билеты до Симферополя в крымских автобусах стоят 350 рублей, украинские таксисты "заламывают цену" почти в 3300 рублей. "Украинские таксисты режут колеса крымским перевозчикам в Новоалексеевке. Началась борьба за бизнес...", — написал он утром 29 декабря на своей странице в Facebook.
Поймать министра на рабочем месте dp.ru не удалось. Как, впрочем, и подтвердить информацию о столкновениях таксистов с водителями автобусов. Если в блогах и есть записи об этом, то со ссылкой на новости. Сами же люди, пересекавшие границу новым для них способом, о каких бы то ни было стычках не рассказывают. Свои путешествия они описывают, как приключения — судя по этим рассказам, желающим попасть в Крым приходится ненамного легче, чем красноармейцам, штурмовавшим Перекоп в 1920 году. "Итак, мой трип под названием "попади домой и останься живым" начинается...", написала 28 декабря в 20 часов (МСК) о поездке в Крым с территории Украины пользовательница твиттера @my_sweet_owl. Судя по микроблогу, она студентка одного из украинских вузов.
От станции "Новоалексеевка" она добралась до границы в Чонгаре за 250 гривен. Отстояв 45-минутную очередь, шла пешком еще полчаса около 4 км по нейтральной территории "при ледяном ветре в лицо". Российскую границу она с друзьями по несчастью преодолела достаточно быстро. В целом же на пересечение границы, по ее словам, ушло 2,5 часа. Людей, пишет она, было очень много.

Меньше повезло пользователю @krumskayme4ta. Пересечение того же пункта пропуска в Чонгаре у него заняло сегодня же, 29 декабря, около 7 часов. Ехать до границы ему также пришлось на такси, потому что "автобусы закончились". Пешее пересечение границы он также отнес к не лучшим приключениям в своей жизни. При въезде на российский пункт пропуска в полдень на границе наблюдалась очередь примерно из 50-70 легковых автомобилей.

Однако ему больше повезло с ценами на транспорт: из Новоалексеевки в Симферополь, пишет микроблогер, ходят маршрутки за 200 гривен с человека, такси до границы — 100 гривен. На все виды транспорта — очередь.
Серди записей в Facebook попадаются и другие цены и оценки: такси от Новоалексеевки до границы — 300 гривен за автомобиль. Как пишет некая Марина Гришко, на российской территории 28 декабря людей сажали в бесплатные автобусы до Джанкоя. Транспорт отправляли по мере заполнения.
По данным сервиса Яндекс.Расписания, из Новоалексеевки в Симферополь с остановками в Джанкое, Тимирязеве, Краснодольном, Знаменке, Красногвардейском и Октябрьском идут только четыре автобуса в день. Все возможные предложения сервис, понятно, не охватывает. Надо полагать, количество перевозчиков в свете последних событий сильно возросло.
Попасть из Киева в Симферополь можно и на самолете. Однако летит он через Москву. Самый долгий из найденных на Яндекс.Расписании рейсов займет в итоге — 8 часов 40 минут. Самый дешевый билет на 30 декабря, по данным aviasales.ru на момент написания заметки, обойдется в 19,7 тыс. рублей. Та же история и цена с перелетом из Харькова.
Глядя на итоги очевидно политического решения, возникает вполне резонный вопрос о его экономической целесообразности. Расчетов, как видно, не делалось никаких. Крымская железная дорога, конечно, несет убытки, это понятно. На сегодняшний поезд из Симферополя в приграничный Джанкой, например, продали всего три билета. Три состава за сутки перевезли всего 12 человек, цитируют и.о. директора КЖД Андрея Каракулькина РИА Новости. Надо полагать, у украинских железнодорожников дела идут не лучше.
В общем, кому сделали хуже — непонятно. Подсчитали ли собственный ущерб — тоже. Как-то странно, когда власти страны, которая на полном серьезе намеревается вступить в Евросоюз, ведут себя, скажем так, нерационально. В тех же странах ЕС принято в первую очередь думать о собственных гражданах и о людях вообще, а еще оценивать экономические риски. Как минимум в деньгах теряют обе стороны, а градус ненависти растет. И россияне, и украинцы, пешком переходившие сегодня границу, ругают в своих блогах Украину.