Редактор dp.ru Александр Сологуб - о том, как глава РЖД Владимир Якунин отреагировал на требование раскрыть свои доходы.
В стране кризис, доходы компаний падают, предприниматели ищут способы сократить расходы, например не выплачивать 13–ю зарплату сотрудникам, урезать численность административного персонала и т. п.
Однако этот традиционный антикризисный набор мер сохранения эффективности предприятия никак не вписывается в программу действий топ–менеджеров госкомпаний в условиях кризиса — они хотят только повышать тарифы, получать больше дотаций из бюджета, ну в крайнем случае готовы сократить производственный персонал или зарплаты ему, но собственными доходами руководители госмонополий жертвовать не готовы и ревностно охраняют их, чтоб не дай бог никто не узнал, сколько получает глава госмонополии.
Возьмем возглавляемое
Владимиром Якуниным ОАО "РЖД". В нем есть два важных органа управления — совет директоров и коллегиальный исполнительный орган. В первом 11 членов, а во втором — 24. Из ежеквартального отчета, размещенного на сайте РЖД, следует, что вознаграждение каждого члена совета директоров за 9 месяцев текущего года составило в среднем 407 тыс. рублей в месяц, а каждый член коллегиального органа за то же время заработал в среднем 4,7 млн рублей в месяц.
Владимир Якунин входит и в совет директоров РЖД, и в коллегиальный орган и, вероятно, получает вознаграждение в обоих.
Так, для справки: средняя зарплата типичного железнодорожника — около 39 тыс. рублей в месяц (причем эта величина учитывает и вознаграждение топ–менеджеров, то есть средний доход рядового сотрудника РЖД на самом деле еще ниже).
Вобщем–то, ничего особенного для России. К тому же если не учитывать, что РЖД — это дотационная государственная монополия, которая не только не зарабатывает средства на собственное развитие, но даже на простое существование ей доходов не хватает.
А между тем федеральный бюджет на протяжении уже многих лет выделяет железнодорожникам 25 млрд рублей в год, что составляет примерно 60% расходов на использование железнодорожной инфраструктуры. И слышно от железнодорожников только одно: "Мало, надо бы добавить".
Объемы железнодорожных перевозок падают, по прогнозам Владимира Якунина, в этом году они сократятся на 1,8%.
Поэтому совершенно не удивляет реакция Владимира Якунина на недавнюю инициативу правительства России, которое обязало глав госкомпаний публиковать информацию о своих доходах на сайте компании. В ней глава РЖД увидел угрозу своей семье и назвал данную инициативу "перебором".
А может быть, действительно, главе правительства России Дмитрию Медведеву стоит в качестве антикризисной меры кардинально пересмотреть политику в отношении доходов глав госкомпаний, особенно убыточных. И за счет сэкономленных средств решить острые социальные проблемы, например, с обеспечением пригородными поездами регионов. Может, тогда не придется отменять электрички в областях, с которыми руководители "дочек" РЖД не могут договориться.
А если провести полную ревизию расходов госкомпании, то, возможно, найдутся резервы для снижения тарифов, что благоприятно отразится на всей экономике и бюджете страны.