Мы решили обратить ваше внимание на не самые очевидные, на первый взгляд, факторы, которые должны вас насторожить на новом месте работы.
Радость от того, что вы, наконец, прорвавшись через тернии бесконечных собеседований, устроились на новую работу, может оказаться настолько всепоглощающей, что затмит собой все очевидные и не очень недостатки нового места. Мы здесь, чтобы, как всегда, вернуть вас в мир реальности, или хотя бы чуть-чуть обратить на него внимание. Если в первый день вам подсовывают какой-то странный контракт и почему-то просят подписать его кровью, ваши будущие коллеги больше напоминают вам тружеников каторги, и, судя по их виду и очень грустным глазам, зарплату им платят новыми заданиями, а в своем кармане вы случайно обнаружили анонимную записку "Беги, пока не поздно", лучше послушаться совета из записки. Бывает, однако, что всё не так очевидно. И пока вы радуетесь предложению новой работы, мы расскажем о вещах, на которые стоит обратить внимание при трудоустройстве. И они не обязательно должны указывать на какую-то ужасающую историю из прошлого или настоящего компании, просто могут создать неудобства лично для вас. В общем, лучше подумайте об этом заранее.
1. Офис открытого типа (так же известный, как опенспейс)
Как понять, что вы оказались в опенспейсе? Посмотрите вокруг, если вы видите всех (или большую часть) своих коллег и все эти люди работают в одном помещении, то это и есть офис открытого типа. Если их слишком много и они почему-то стоят, толпятся – не пугайтесь, скорее всего, вы просто не доехали до места назначения, и всё ещё находитесь в метро. Опенспейс – это, по сути, офис без кабинетов, то есть все там работают в одном большом помещении, а рабочие места отделены друг от друга символическими перегородками или просто рамками приличия. В сильно демократичных конторах босс тоже работает за одним из таких же мест, как и у всех, но чаще всего ему всё же достаётся отдельный кабинет.
Сразу скажем, опенспейс – это вполне законно. Но не слишком гуманно. В самом начале, конечно, все думали наоборот. Началось распространение офисов открытого типа ещё в далеком 1880 году. А к середине двадцатого века всем и вовсе начало казаться, что подобная архитектура рабочего пространства просто незаменима. Любили опенспейсы за дешевизну, создание прекрасной атмосферы для эффективной коммуникации между сотрудниками, поощрение командного духа и взаимовыручки. Ну и вообще полагали, что так сотрудники будут работать креативнее и продуктивнее. Лет через пятьдесят решили всё-таки спросить мнения сотрудников. Выяснилось, что работа в подобных офисах для большинства просто невыносима. Жалуются сотрудники на шум, невозможность сконцентрироваться и на надоедливых коллег, постоянно пристающих со своими вопросами и просьбами о помощи. А ещё присоединившиеся к исследованиям врачи узнали, что грипп и прочая зараза распространяются в опенспейсах гораздо быстрее, чем в помещении, поделенном на кабинеты.
Читайте также:
Как подготовиться к назревающему в офисе конфликту
Несмотря на то, что все мнимые плюсы оказались минусами, работодатели отказываться от таких офисов не спешат. А всё потому, что оборудовать их гораздо дешевле, чем обустроить кучу отдельных кабинетов. В общем, если до этого вы ни разу не встречались с офисами открытого типа, то вам там может и не понравится. Причем, с вероятностью 85%. Именно столько сотрудников заявляет, что им не по душе работа в опенспейсах. Если вы не сильно любите людей, терпеть не можете, когда вас отвлекают и для работы вам нужна почти идеальная тишина, а от ощущения, что кто-то видит ваш монитор и вообще за вами наблюдает, вы немножечко сходите с ума, то офис открытой планировки, прямо скажем, не для вас. Не покупайтесь на мысль, что со временем вы привыкните. Со временем вас всё это начнёт ещё больше бесить.
2. Строгий учет рабочего времени
Это, конечно, тоже дело привычки. Если всю вашу жизнь у вас над душой стоял кто-то с секундомером и засекал, сколько времени вы тратите на поход до кулера, перекур и естественные потребности, то вы едва ли удивитесь. А вот, если вы работали в более или менее демократичных условиях, и ваш работодатель был совершенно не против ваших опозданий на 20-30 минут, ибо знал, что можно и за 6 часов выполнить работу, на которую иные тратят все 9, то тотальный контроль может оказаться для вас удивительным и не особо приятным. Пропускная система для учета рабочего времени, пользование интернетом только с письменного разрешения начальства, всевидящее око неустанно следящей за вами камеры, ежедневные отчеты о проделанной работе и объяснительные за опоздание на одну минуту – всё это реальные меры, применяемые работодателями для того, чтобы улучшить вашу работу. Ученые, правда, доказали, что чрезмерный контроль снижает мотивацию и самостоятельность сотрудников и повышает уровень стресса. Лучше заранее узнать, как всё устроено и подумать, подойдёт ли это лично вам. Но если кадровик на прошлой работе, вам как бы вскользь намекнул, что вы – ленивый халявшик, за это вас и погнали, то не сомневайтесь, контроль пойдёт вам только на пользу.
3. Слишком сложные схемы выплат
Белая зарплата – это, понятное дело, хорошо. Но достаётся она не всем. А только очень хорошим мальчикам и девочкам, прямо как подарки от Деда Мороза. Да нет, на самом деле, тем, кому повезло, ну и тем, кто принял твёрдое решение ни на что другое не соглашаться. Но работодатели по сей день используют зачастую одним им понятные схемы выплат заработной платы. Это не очень хорошо по двум причинам. Во-первых, не понятно, почему вы постоянно должны загружать свой мозг тем, сколько же вам должны заплатить именно в этом месяце, потому как на вашу зарплату влияют полнолуние, количество перекуров и настроение бухгалтера. Пока вы будете осознавать эту многосложную концепцию и высчитывать сколько получите, на работу у вас времени может и не остаться. Во-вторых, если часть зарплаты вы, по условиям соглашения, получите когда-нибудь третьего числа третьего месяца и то при условии, что свист горного ракообразного будет достаточно громким, возникают вполне логичные сомнения. Получите ли вы всё, что вам причитается? В любом случае, мудрёные схемы выплат должны насторожить.
4. Альтруизм при обучении и передаче дел
Ещё на собеседовании вы оговорили, что прежде, чем приступить к работе, необходимо пройти стажировку. Вы, в общем-то, не против, и будучи предусмотрительным человеком, сразу оговорили все условия. Вот вы пришли обучаться и принимать дела у сотрудника, который уходит с должности, в перспективе достающейся вам. Он чертовски мил и прямо-таки рвётся поделиться всем, что знает. Возможно, он просто добрый парень. Или нет. Есть вероятность, что в его интересах в кратчайшие сроки всему на свете вас обучить, чтобы свалить как можно быстрее. На всякий случай, спросите его о причинах ухода. Не ждите, что он составит подробный список из пятнадцати пунктов и изложит его вам. Но если в ответ на ваш вопрос он замолкает и притворяется мертвым или несёт феерическую ересь, скорее всего он и правда сбегает из компании из-за не очень хороших условий. А вас так хорошо учит, чтобы совесть очистить или чтобы вы как можно быстрее приступили к своим обязанностям, а его работодатель наконец отпустил из этого ада (возможно, была такая договоренность). Чтобы через пару месяцев не быть на его месте, лучше сразу откажитесь от этой затеи.
5. Отсутствие чего-либо важного
Вы пришли на новое место, а вам случайно не хватило стола, стула и компьютера. Начальник говорит, что в компании резко расширился штат, поэтому мест и техники пока не хватает на всех, но скоро всё будет исправлено. Пока вы ищите, с кем бы вы вам разделить стол и стул, попутно насчитываете пять-шесть товарищей по несчастью. Они вам рассказывают, что работают без места вот уже несколько месяцев. Если вдруг, у вас какие-то проблемы с причинно-следственными связями, поясняем: своего места у вас скорее так и не будет или придётся уничтожить всех конкурентов, на него претендующих. Тут, разумеется решение за вами. Если вы неплохо можете устроиться со своим ноутбуком в коробке из-под ксерокса – оставайтесь. Во всех прочих случаях – бегите.
Отсутствие кухни и вешалок – не так критично. Но если вы уже успели к ним привыкнуть на прошлом месте, то поедание супа на глазах коллег и скидывание всех офисных одежд в кучу на полу тоже может вызвать некоторый дискомфорт.
Ну и общий совет напоследок. Какая бы ни была обстановка на рынке труда, не давайте работодателю внушить вам, что если он вас позвал к себе работать, то вы ему по гроб жизни теперь обязаны. Вообще-то вы тоже можете выбирать. И требовать. Ну только сильно не вживайтесь в эту мысль и план оборудования вашего будущего кабинета бассейном и небольшим казино лучше оставьте дома. Приятного трудоустройства.