18:5020 января 201518:50
3292просмотров
18:5020 января 2015
DP.RU исследовал связи "Ленэнерго" и банка "Таврический", где зависли 13 млрд рублей монополиста, никак не отраженные в отчетности. Над всей этой историей витает дух известного предпринимателя Александра Сабадаша.
Новость о том, что у ОАО "Ленэнерго" более 10 млрд рублей (а по некоторым данным — до 15 млрд), которые никак не фигурировали в отчетности энергетического монополиста, зависли на депозитах в банке "Таврический", удивила многих. Некоторых настолько, что в течение одного рабочего дня 15 января перед советом директоров "Ленэнерго" встал вопрос о досрочной отставке гендиректора Андрея Сорочинского, и тут же в пятницу, 16 января, его и решили утвердительно.
При этом вызывает вопросы не столько жизнеспособность "Ленэнерго" в случае потери этих денег (ведь спасать монополиста будут, скорее всего, деньгами налогоплательщиков и энергопотребителей), но и сам факт столь тесного сотрудничества энергетиков именно с этим банком. О нем уже пару лет ходят не самые приятные слухи, и только наша газета несколько раз писала про тяжелые проблемы "Таврического", связанные с потерей крупных контрактов Минобороны. Прочитать об этом можно тут и тут.
DP.RU решил проверить, чем было обусловлено это партнерство, и выяснил, что банк и энергокомпания имеют не только договорные, но и "родственные" связи. "Таврический" не только долгое время являлся операционным банком "Ленэнерго", но и активно кредитовал подрядчиков энергораспределительной компании, возводящих мощности для подключения абонентов. Более того, кредиты "Таврического" зачастую давались подрядчикам вместо авансов заказчика. Информацию об этом можно почерпнуть из базы судебных решений - компании, согласившиеся на такие схемы, банкротились, и передавали "Таврическому" права требования денег за уже выполненные работы для "Ленэнерго".
Тихие деньги
Информация о том, что на счетах в "Таврическом" зависли миллиарды "Ленэнерго", просочилась в СМИ в пятницу, после того как энергетическая компания попросила у Центробанка ввести в кредитной организации процедуру санации. Сначала речь шла лишь о 4,5 млрд рублей, затем — о 10 млрд, а к понедельнику появилась информация о 15 млрд рублей — гигантской сумме, как для банка (четверть всех его пассивов) , так и для "Ленэнерго" (треть годовой выручки). Как уточнил впоследствии сам Андрей Сорочинский, на самом деле сумма составляет 13,4 млрд рублей.
Банк "Таврический" контролируется петербургскими предпринимателями Иваном Кузнецовым (17%), Сергеем Сомовым (9,5%) и Олегом Захаржевским (около 10%). Еще 10% принадлежит норвежскому Spare Bank 1 Nord-Norge. Активы банка по данным на октябрь 2014 года составляли 49 млрд рублей, из них кредиты — 41 млрд. Основными вкладчиками банка являются юрлица (44 млрд рублей на счетах), вклады физлиц составляют чуть более 18 млрд рублей. Вчера Иван Кузнецов не отвечал на мобильный. По словам Олега Захаржевского, сейчас из-за проверок регулятора в банке обстановка напряженная. "Все ждем решения ЦБ", — говорит банкир.
При этом ни в годовых, ни в квартальных отчетах ОАО "Ленэнерго", ни по РСБУ, ни по МСФО, до сих пор не было ни слова о том, что компания держит столь внушительные средства в не очень большом коммерческом банке, к тому же, "засветившемся" в финансовых скандалах. В компании Ernst&Young, которая ведет аудит "Ленэнерго", отказались комментировать вопрос о причинах того, что эта информация не была доведена до инвесторов энергокомпании, акции которой торгуются на бирже, и риски потери этих денег скрывались до последнего.
Между тем, по данным раскрытия информации самого "Ленэнерго", совет директоров компании, перед тем как 15 января 2015 года решить вопрос о досрочном прекращении полномочий гендиректора Андрея Сорочинского, выслушал сначала его отчет "О финансово-экономическом состоянии общества". В частности — об исполнении им решений совета директоров от апреля 2014 года о привлечении кредитов с максимальной ставкой 9,5% годовых (3 млрд рублей на рефинансирование старых долгов, а также 4 млрд и 2 млрд рублей на финансирование инвестиционной деятельности), а также решения от 2 октября 2014 года "о размещении временно свободных средств на депозитах в банках".
Откуда что взялось
На основании первого из этих решений СД в апреле 2014 года "Ленэнерго" получило 2 млрд рублей от Сбербанка под 9,43% годовых, 4 млрд рублей от Промсвязьбанка под 9,25% годовых и 3 млрд от банка "Россия" под 9,45%. Ранее, в 2013 году, Сбербанк открыл "Ленэнерго" четыре кредитные линии на 5 лет на общую сумму 16 млрд рублей под 8,06-8,3% годовых. Общий объем долгосрочных кредитов энергокомпании по данным на 3-й квартал 2014 года составлял 41 млрд рублей.
Как заверили в Сбербанке, "Ленэнерго" всегда исполняло и продолжает исполнять свои обязательства в полном объеме. "Средства, выданные "Ленэнерго", предназначались для финансирования текущей и инвестиционной программы компании, целевое использование кредитных ресурсов строго проверяется", — сообщили в пресс-службе Sberbank-CIB (эта структура кредитует крупнейших заемщиков).
Между тем, как выяснилось теперь, значительная часть получаемых кредитов в виде "временно свободных денежных средств" предварительно прокручивалась на депозитах в банке "Таврический" под 10,5-11,5%. В сентябре прошлого года, когда началось падение рубля, банк стал испытывать проблемы с ликвидностью. После этого, 2 октября 2014 года, в "Ленэнерго" и были приняты поправки к регламенту о размещении "временно свободных средств": вместо "Таврического" туда был вписан банк "Санкт-Петербург". Однако достать деньги из "Таврического" не удалось по сей день, и, отчитавшись об этом 15 января, гендиректор "Ленэнерго" Андрей Сорочинский распрощался с должностью.
"Учитывая, что совет директоров компании выявил риски ухудшения финансовой устойчивости общества, принято решение о создании специальной комиссии ОАО "Россети" (основной акционер "Ленэнерго" - dp.ru) для проведения целевой проверки работы предприятия в 2014 году, оценки действий менеджмента "Ленэнерго", в том числе и в отношении размещения средств в Банке "Таврический". По результатам этой проверки мы готовы будем дать развернутый комментарий", — прокомментировали отставку в пресс-службе "Ленэнерго".
Мобильный Андрея Сорочинского автоматически переключается на (уже не его) приемную, другой телефон отключен. Однако во вторник он дал интервью "Фонтанке", где подтвердил и схему с депозитами, и реальный размер "зависших" в "Таврическом" сумм (13,4 млрд рублей), и их происхождение — кредиты, выданные на техническое присоединение абонентов.
Почему "Таврический"?
Андрей Сорочинский с 1998 по 2005 годы работал в КУГИ Петербурга, где прошел путь от простого специалиста до замдиректора Управления инвестиций. Причем в начале этого пути он успел поработать под началом Андрея Лихачева, который в 1999 году сменил кресло главы КУГИ на портфель гендиректора "Ленэнерго" (как раз тогда Анатолий Чубайс, тоже выходец из Смольного, утвердился в кресле главы "РАО ЕЭС" и формировал свою "вертикаль"). Энергокомпанию Лихачев возглавлял до 2006 года, разделив ее на три части: генерирующую ТГК-1, сетевую "Ленэнерго" и сбытовую компанию. А тем временем, в 2004 году Андрей Сорочинский стал зампредом комитета по энергетике и мог активно сотрудничать с бывшим шефом.
В 2003 году, еще будучи главой "Ленэнерго", Андрей Лихачев с партнерами учредил инвестиционную компанию "Аврора менеджмент". Ему досталось 16% акций этого ЗАО, остальные партнеры — Владислав Кузьминов, Дмитрий Шаханов, Александр Писарев, Дмитрий Флеров, Александр Лурье, Кирилл Андросов и Дмитрий Кирин — получили по 12%. Компания занималась как девелоперскими проектами (например, строит паркинг на 1,2 га на пр. Косыгина), так и покупкой акций. В частности, она в свое время поучаствовала в приватизации ОАО "Новая эра": ей досталось 27% акций завода судовой энергетики, а Андрей Лихачев возглавил его совет директоров. Еще 67% предприятия получил оффшор Warwick Ltd, который теперь в партнерстве с все тем же Андреем Лихачевым торгует земельными участками в подмосковных Полянах (ООО "ДПА Групп").
Вот где-то отсюда и начинаются более тесные контакты между бывшими и нынешними менеджерами "Ленэнерго" и структрами банка "Таврический". В мае 2011 года, по данным СПАРК, пакет акций "Новой эры" в 6,24% приобрела компания "Таврический-инвест", которая принадлежит акционерам банка "Таврический". Правда, уже в августе того же года она акции продала, зато в ноябре уже 5,5% банка "Таврический" приобрел Дмитрий Кирин. Он владел акциями "Таврического" до 2012 года.
По словам Андрея Лихачева (который с тех пор поработал и на АФК "Система" в "Башкирэнерго" и на Олега Дерипаску в En+Power, а теперь возглавляет ОАО "МОЭК"), при нем сотрудничество "Ленэнерго" с банком "Таврический" не имело таких масштабов. "Мы относились к нему просто как к одному из банков, не более того. Сотрудничество было, были там счета, в частности, кажется, для расчетов с ЛАЭС, были вексельные расчеты, но депозитов точно никаких не было", - вспоминает Андрей Лихачев.
Мир тесен
К тому времени, когда установилась эта опосредованная аффилированность "Таврического" и "Ленэнерго", энергокомпанию уже возглавил (в 2010 году) Андрей Сорочинский. Андрей Лихачев формально ушел из "Ленэнерго", однако его бывшие замы (и настоящие партнеры по "Аврора-менеджмент") в компании остались: Александр Лурье возглавляет ЗАО "Курортэнерго", а Дмитрий Флеров — филиал "Электросеть Ленэнерго" (что, кстати, по данным СПАРК, не мешает ему занимать также ключевые позиции в девелоперском холдинге RBI). Дмитрий Кирин, уволившись из "Ленэнерго", вошел в состав правительства Ленобласти, где при губернаторе Валерии Сердюкове курировал финансовый блок.
Примерно в этот период банк "Таврический" становится ключевым партнером "Ленэнерго". Как выяснил DP.RU, их сотрудничество не ограничивалось депозитами и зарплатным проектом (что уже не скрывают и в самой компании): "Ленэнерго", по данным участников строительного рынка, настоятельно рекомендовало эту кредитную организацию своим подрядчикам для финансирования строительных работ по техническому присоединению абонентов. По словам одного из источников, кредиты "Таврического" навязывались зачастую вместо авансирования работ.
Подтверждения для этой версии корреспондент DP.RU, в частности, нашел в базе арбитражного суда: один из подрядчиков, ООО "УНР 427 Электра" (входит в холдинг "УНР 427" Сергея Мигулева, который возглавлял филиал "Ленэнерго" "Кабельные сети" при предшественнике Андрея Сорочинского Анатолии Рябове), обанкротился в 2013 году, и его финансовые документы оказались в материалах дела о несостоятельности.
По данным судебных актов, в 2012 году подрядчик взял кредит в 55 млн рублей в "Таврическом" под 16% годовых для финансирования строительных работ по контракту с ОАО "Ленэнерго". Подрядчик работы выполнил, но это был его последний контракт. Поступившие от заказчика деньги — 19 млн рублей — ушли в феврале 2013 года на частичное погашение кредита, а оставшийся долг банк списал, получив взамен от должника права требования к "Ленэнерго" на 27,5 млн рублей. Заказчик перечислил деньги банку через неделю после сделки.
Чей-то банк
В какой момент в "Таврический" были переведены многомиллиардные депозиты энергокомпании, и когда через него начали проходить расчеты ее подрядчиков, доподлинно неизвестно. До 2013 года финансами в "Ленэнерго" занимался заместитель Андрея Сорочинского, Роман Темкин. "Поверьте, ни "Таврический", ни Сорочинский не смогли бы это все организовать сами, — заверил корреспондента DP.RU высокопоставленный источник, очень хорошо понимающий принципы работы "Ленэнерго". — Обе структуры работали в схеме, обслуживающей лиц, находящихся гораздо выше".
Интересно, что проблемы самого "Таврического" начались с финансовых схем действительно федерального уровня. С конца 2013 года банк испытывает серьезные финансовые трудности из-за краха его "внучатой" компании — ООО "ИК Таврический" (ИКТ), которая была одним из крупнейших поставщиков угля для нужд Минобороны при прежнем министре Анатолии Сердюкове. Компанией акционеры банка "Таврический" владели через ООО "Таврический-инвест" в партнерстве с семьей экс-сенатора Евгения Самойлова, который покинул Совет Федерации в октябре 2014 года.
Однако, как выяснил DP.RU, Евгений Самойлов был не единственным "лицом гораздо выше", связанным с банком "Таврический". Так, по данным СПАРК, с 2005 по 2011 годы эта кредитная организация владела 50% долей в ООО "Триада", другие 50% которого принадлежали сосновоборскому концерну "Титан-2", подконтрольному семье Григория Нагинского. Нагинский тоже был сенатором, а затем — с 2010 по 2013 годы — заместителем министра обороны Анатолия Сердюкова, отвечающим за военное строительство. Примечательно, что именно в эти годы вышеупомянутое ИКТ стало поставлять военному ведомству твердое топливо.
Наконец, у собственников "Таврического" есть общие бизнес-интересы еще с одним экс-сенатором — Александром Сабадашем, владельцем "ЛИВИЗа" и "Выборгской лесопромышленной корпорации". Так, совладелец банка Сергей Сомов в партнерстве с водочным королем владеет московской строительной фирмой "Стройальянс" и петербургским ООО "Управление К". А гендиректор последнего Алексей Ладыгин возглавляет ленобластное ООО "Управление сетевыми комплексами" (УСК), на 90% принадлежащее члену совета директоров "Таврического" Дмитрию Гаркуше. УСК при этом является крупным поставщиком электроэнергии в северных районах Ленобласти (в том числе основным поставщиком для ВЛК).
При этом Андрея Сорочинского (как и его бывшего зама по финансам Романа Темкина) в деловых кругах также считают человеком из команды Александра Сабадаша. "Сорочинский — его младший товарищ, он был назначен на должность не без помощи своего покровителя", — говорит источник в промышленных кругах. По другим данным, у Андрея Сорочинского один из родственников входил в топ-менеджмент завода "Ливиз".
Таким же "человеком Сабадаша" участники рынка называют и Романа Темкина, который в "Ленэнерго" курировал финансы до конца 2013 года, а затем (вскоре после ареста Сабадаша по обвинению в незаконном возврате НДС ОАО "Выборгская целлюлоза") уволился по собственному желанию. Весной 2014 года Темкин и сам был объявлен в розыск по тому же делу, но к тому времени он уже покинул страну. Кстати, Роман Темкин - земляк и бывший бизнес-партнер главы строительной "Лидер Групп" и депутата Госдумы от КПРФ Александра Некрасова. Правда, источник, знакомый с ситуацией, уверяет, что в настоящее время никаких деловых отношений у Некрасова с Темкиным нет, они даже не общаются.
Остались у разбитой схемы
Теперь, после отставки Сорочинского, в "Ленэнерго" идет десантирование менеджеров из материнской компании "Россети", которая в последние годы оказалась под контролем выходцев из "Роснефти". Уже в субботу утром с коллективом познакомился новый гендиректор, бывший подчиненный Игоря Сечина Василий Никонов, а сегодня, 20 января, совет директоров "Ленэнерго" утвердит и других топ-менеджеров компании. Таким образом, разоблачение финансовой схемы "Ленэнерго-Таврический" стало причиной для очередной аппаратной победы главы "Роснефти", получившего контроль над одним из ключевых энергетических активов в Петербурге.