Власти Пекина сообщили о готовности вложить $242 млрд и построить высокоскоростную железную дорогу Москва-Пекин. Несмотря на то, что самолет быстрее и наверняка будет дешевле, вообще такие мегапроекты, конечно, очень нужны.
Проект выглядит совершенно нереально: магистраль протяженностью в 7 тысяч километров, по которой можно будет проехать из конца в конец всего за два дня. На это пекинские власти, даже не китайские - во всяком случае, говорят об этом именно власти Пекина - собираются выделить 1,5 трлн юаней или $242 млрд. Дорога должна пройти через Казахстан.
Это не сказать чтобы совсем новость, сам по себе проект появился в сентябре, потом обсуждался время от времени и вице-президент РЖД Александр Мишарин говорил, что такая дорога будет общедоступной, стоить будет как обычный плацкарт и вообще это прямо будет как межрегиональное метро.
Это, конечно, трудно себе представить, если хотя бы посмотреть на карту, потому что где Москва, а где Пекин, а между ними казахские степи, по которой должны носиться с безумной скоростью экспрессы. И конечно кажется, что это все ничем не закончится: красивая презентация, меморандум о сотрудничестве, а потом как-то вдруг все это окажется дорого, не очень нужно и вообще не до того. И вторая мысль, очень популярная в блогосфере, это то, что все эти деньги все равно разворуют и лучше бы на них повысили пенсии, да и вообще о каких мегапроектах можно думать, когда в России избы гнилые.
На самом деле о мегапроектах нужно думать невзирая ни на какие гнилые избы. Хотя бы потому, что все избы все равно не починишь и всем пенсионерам большие пенсии все равно тоже не назначишь. И даже в США полно людей, которые живут в нищете, не говоря уже о Китае. Это все равно будет выбор - гнилые избы и железная дорога или просто гнилые избы. Как раз наличие супердороги более верный способо сократить количество гнилья, чем раздача каждому по крохе на лишний батон.
Билет на самолет до Пекина из Москвы и обратно можно купить тысяч за 20-30, лететь семь часов. Наверняка самолет все равно будет проще и дешевле экспресса. Но дело не в этом, а в том, что люди вообще должны ставить перед собой новые задачи и создавать что-то, чего не было вчера. Чтобы подтверждать сам статус цивилизации. Иначе просто нечего будет детям показать. Не торговые же центры из сэндвич-панелей. То, что дорого сегодня, завтра будет дешевле и доступно практически всем - вспомнить хотя бы цены на международные авиаперелеты середины XX века. Когда сначала СССР, а потом европейцы прекратили сверхзвуковые полеты, от этого бедных меньше не стало, а самых быстрых в мире перелетов больше нет. Таких примеров много, те же самые пилотируемые космические полеты. Это был прогресс, от которого мы просто отказались и ничего взамен не получили. Жаль, что высокоскоростную магистраль нам, кажется, будут строить китайцы.