Представители IT–отрасли снова рассказывают о том, что выиграют от кризиса. Однако по опыту прошлого кризиса можно сказать, что многие бизнесмены считают информационные технологии тем предметом, на котором можно сэкономить.
Ощущение
дежавю
. Представители IT–отрасли снова рассказывают о том, что выиграют от кризиса. Во всяком случае, перенесут его легче многих других отраслей, без осложнений.
Но по опыту прошлого кризиса (точнее, предыдущей волны) можно сказать, что именно информационные технологии многие бизнесмены считают тем предметом, на котором можно сэкономить. Мало кто рассчитывает на потенциальный эффект от оптимизации через год–другой, когда нужно сократить расходы прямо сейчас, чтобы выжить.
Самый главный удар, который ждет IT–отрасль в этом году, — уменьшение объема госзаказа. Именно госзаказ до сих пор был основным драйвером роста IT–рынка, как ни обидно это признавать. Теперь крупные инфраструктурные проекты пойдут под нож. Что касается телекома, здесь стагнация обозначилась еще до обострения кризиса. Поиск драйверов роста ведется уже который год, но надежных источников по–прежнему не найдено. Прошлый год был посвящен введению в эксплуатацию сетей LTE, но повторяется та же история, что и с 3G, — вложения не спешат окупаться. Масштабов кризиса сейчас еще никто точно не понимает: слишком много переменных в уравнении. До сих пор многие телеком– и IT–компании не утвердили бюджеты. И это в свою очередь тормозит бизнес многочисленных подрядчиков. Есть реакция со стороны провайдеров домашнего Интернета — они начали повышать тарифы для абонентов. Сотовые операторы пока в явном виде этого не делают. Но то, как быстро и ощутимо они подняли цены на роуминг в конце прошлого года, не позволяет сомневаться в перспективах.
В ассоциации "
Руссофт
" рассчитывают на то, что кризис поможет нашим программистам продвинуть свои разработки за рубеж. Стоимость труда IT–специалистов в долларовом выражении заметно снизилась, а это основная строка расходов для разработчиков. В "Руссофте" говорят, что уже есть примеры петербургских производителей софта, которые на треть увеличили экспорт в 2014 году. Однако сами представители рынка говорят, что у них помимо оплаты труда персонала есть еще другие расходы и они–то существенно выросли. Ведь альтернативы иностранному оборудованию в России нет и не предвидится. Это будет год тотальной экономии. На стройке, на расчетах с поставщиками, на персонале. Кризис уже ударил по IT–фрилансерам, любителям работы на пляжах Индии и Филиппин.
Легче переживут кризис те компании, у кого нет долгов и есть длинные госконтракты, рассчитанные на 2–3 года. Как ни прискорбно, выигрывают обладатели административного ресурса. И те, кто имеет надежных заказчиков за рубежом.
1. Снижается поддержка IT-рынка госсектором — крупнейшим заказчиком.
Александр Егоров, генеральный директор компании «
Рексофт»:
Господдержка, насколько мне известно, не снижается, есть намерение ее увеличивать. В планах на 2015 год развитие ведомственного образования, увеличение численности студентов по IT-специальностям на 10%, популяризация IT как сферы деятельности, поддержка IT-экспорта, развитие регионов, импортозамещение и т. д. Что касается объема заказов, то бюджет сократится на 10-25%.
Сергей
Канев
, вице-президент компании BCC:
Государство обозначило курс на импортозамещение в IT, но что считать продукцией, подпадающей под данное определение, и как обеспечить поддержку отрасли для выхода из состояния импортозависимости — это до сих пор предмет дискуссии между Министерством связи и массовых коммуникаций и IT-сообществом. Надо понимать, что быстрого перехода на российские разработки не будет.
Александр
Поздняков
, генеральный директор компании First Line Software:
Сокращение бюджетов на городские IT-проекты в 2015 году составит 20-30%. При этом мы видим сохранение спроса в полном объеме на IT-проекты, направленные на автоматизацию жизненно важных для населения бизнес-процессов, а также на те, которым дан приоритет на государственном уровне. Например, создание системы предоставления госуслуг в электронном виде.
Андрей Федоров, председатель совета директоров ГК
Digital Design:
Бюджеты у госзаказчиков рублевые, а услуги IT они закупают в долларах. Есть то, от чего госкомпании не могут отказаться: лицензионные платежи, контракты на поддержку. Соответственно, меньше денег останется на проекты, связанные с модернизацией, развитием инфраструктуры. Крупные заказы будут массово сокращаться. Что же касается импортозамещения, пока это только разговоры.
2. Коммерческие предприятия сокращают расходы на IT и связь.
Олег
Любимов
, исполнительный директор сети дата-центров «
Селектел»:
Спад в экономике отразится на рынке коммерческих дата-центров. Тем не менее мы не ожидаем падения нашей выручки в 2015 году по отношению к предыдущим периодам.
Сегодня бизнес стремится сократить в первую очередь капитальные расходы, в том числе и на IT. Самое эффективное решение в этом случае — аутсорсинг, и мы как раз оказываем такие услуги.
Сергей
Канев
, вице-президент компании BCC:
IT-бизнес испытывает стресс под воздействием двух основных факторов: сокращения количества заказов и резкого ослабления рубля. На IT-рынке растет ценовая конкуренция, которая все чаще приводит к росту рисков реализации проектов. Добавим к этому значительные задержки в расчетах со стороны заказчиков за уже принятые работы. Все это не добавляет здоровья IT-компаниям.
Дмитрий
Рылов
, директор филиала
МТС
«Северо-Запад»:
Кризис 2008-2009 годов показал, что даже в очень сложных условиях расходы на связь сокращаются в последнюю очередь. Бизнес ждет от оператора связи готовых решений, позволяющих сократить расходы компании. Мы делаем ставку на конвергентные телеком-решения, а также на сервисы, обеспечивающие мобильность сотрудников.
Андрей Федоров, председатель совета директоров ГК Digital Design:
Бизнес радикально уменьшает горизонт планирования. Предприниматели предпочитают сэкономить деньги в этом году, чем рассчитывать на выгоду через год-два-три. Поэтому, конечно, те расходы, которые непосредственно не влияют на деятельность компании прямо сейчас, будут сокращаться, в том числе траты на IT.
3. Закупки телекоммуникационного оборудования резко подорожали.
Олег Любимов, исполнительный директор сети дата-центров «Селектел»:
Большая часть используемого оборудования иностранного производства. Поэтому снижение покупательной способности рубля и подорожание заемных средств будут сдерживать реализацию новых инфраструктурных проектов в IT. Однако сегодня со стороны коммерческих дата-центров нет дефицита предложения, поэтому в ближайшие год-два рост цен на оборудование не будет открыто влиять на рынок.
Александр Семенов, президент ГК «Корус Консалтинг»:
Производители оборудования сейчас вынуждены давать большие скидки. Параллельно усиливается тенденция перехода на сервисную модель — когда инфраструктура покупается как сервис, в конечном счете это оказывается выгодно. Плюс появился большой спрос на аппаратное обеспечение производителей из ЮгоВосточной Азии, которые уже давно стараются завоевать рыночную долю в России.
Дмитрий Рылов, директор филиала МТС «Северо-Запад»:
Недавно принятые законодательные инициативы позволят нам оптимизировать эти затраты. Например, теперь операторам разрешено совместное строительство и эксплуатация сетей. Другое нововведение — технологическая нейтральность. Она позволила строить сети LTE на голосовых частотах 1800 МГц — это наиболее экономичный формат. Так мы можем улучшить качество работы сетей, не увеличивая инвестиции.
Андрей Федоров, председатель совета директоров ГК Digital Design:
Сейчас производители оборудования начали сильно снижать цены в долларах для крупных заказчиков, делают такие предложения, которые было невозможно представить совсем недавно. Например, фиксируют курс — 35 рублей за доллар на 3 года. Причина проста: вендоры не хотят терять долю рынка. Финансовая мощь позволяет им идти на уступки. Однако годовые бюджеты у них все-таки сверстаны в долларах.