Эффект внешних шоков на платежный баланс оценивается в $200 млрд и связан он, прежде всего, с долгосрочным падением цен на нефть. "Быстрого отскока цены на нефть, как это было в кризис 2008-2009, не произойдет", — заявил в среду глава Минфина Антон Силуанов.
Эффект от внешних шоков на платежный баланс составил примерно $200 млрд (13,5 трлн рублей), заявил 28 января министр финансов Антон Силуанов, выступая в Совете Федераций с докладом об антикризисных мерах, сообщает "Интерфакс".
По его словам, подобная негативная ситуация связана с падением цен на нефть, которое имеет долгосрочный характер, и "быстрого отскока, как это было в кризис 2008-2009 годов", не произойдет, считает глава Минфина. По мнению Силуанова, цена нефти вряд ли вернется к уровню выше $100 за баррель, поскольку при замедлении темпов роста мировой экономики "избыточное производство нефти давит на ее цену".
"Как мы в ходе переговоров с основными нефтедобывающими странами обсуждаем, никто не собирается сокращать свою добычу, поэтому цена на нефть, по оценкам экспертов и аналитиков, сохранится на невысоком уровне", — заявил министр.
В свою очередь, в результате падения нефтяных цен ослаб курс рубля, что привело к усилению инфляции. Минфин оценивает инфляцию в России в годовом выражении примерно в 12,5%. Силуанов также сообщил, что долги российских субъектов в 2014 году выросли в совокупности на 20% и превысили 2 трлн рублей. Таким образом, с учетом текущего кризисного курса рубля, потери РФ (13,5 трлн рублей) от падения цены на нефть и санкций Запада сопоставимы с годовым бюджетом страны.
Ранее Институт стратегического анализа "ФБК Grant Thornton" утверждал на основании анализа сопоставления динамики ВВП и объема внешнего долга корпоративного сектора РФ, что за год снижение ВВП из-за антироссийских санкций составит 1,2% ВВП страны, или 949,4 млрд рублей. Осенью 2014 года Минфин оценивал ежегодные потери России из-за введенных против нее санкций в 2,2 трлн рублей по текущему курсу ЦБ.
Эксперты ВШЭ, основываясь на прогнозах Центрального банка, в начале ноября заключили, что ЦБ оценивает суммарные издержки от санкций для российской экономики в 9,56 трлн рублей за 2015-2017 годы (3% совокупного ВВП за этот период). Власти Евросоюза при этом рассчитывали на ущерб в размере 6,83 трлн рублей за два года.