В конце 2014 года россияне в попытке сохранить накопления смели все товарные запасы в магазинах техники. Однако уже в январе спрос резко упал. В 2015 году Россию ожидает мегараспродажа техники на сайтах объявлений и расцвет секонд-хендов.
Прогноз для любой отрасли можно начать с того, что год будет тяжелым и непродовольственный ретейл не исключение. Растущий курс валют сыграл злую шутку с продавцами техники. Сначала в попытке сохранить накопления потребители смели все товарные запасы, поставив продавцов в неловкое положение: вроде как в стране кризис, а у них ажиотажный спрос. Но мучиться от завистливых взглядов коллег по цеху пришлось недолго, уже в январе те же холодильники и телевизоры стали похожи на музейные экспонаты, как минимум по уровню цен на них. "Мы не просто ожидаем, мы уже чувствуем на собственной шкуре падение спроса, похоже, в январе гуляли "на последнее", — предаются унынию собеседники. Да и откуда взяться оптимизму, ведь большая часть ассортимента нон–фуд–ретейла — это товары отнюдь не первой необходимости. Продавец одежды и аксессуаров для женщин напоминает: если перетряхнуть содержимое шкафа среднестатистической женщины, откинув вопрос моды и оставив только физический износ, на старых запасах можно продержаться 5–6 лет. И, похоже, отсчет начнется именно в этом году.
На смену стратегии расширения пришла стратегия оптимизации. Первые в очереди на выбывание — малоэффективные магазины в непопулярных местах. Несмотря на опыт прошлого кризиса, ретейлеры успели такими обзавестись. Участники рынка прямо говорят о планируемых закрытиях, масштаб которых варьируется от 10 до 50% в зависимости от сегмента. На фоне массовых уходов с рынка такие планы выглядят даже неплохо. Да и зачем держать огромные сети — количеством точек давно никого не удивишь, а покупателей туда заманить все сложнее. Во–первых, уже начались первые увольнения, во–вторых, сбережения потенциальных покупателей с ростом курса валют обесцениваются, а потребкредиты... банки вроде бы и не отказываются их выдавать, но ставки такие, что даже ретейлеры не называют их иначе как "разорительными".
Было бы жестоко остановиться на такой печальной ноте. Поэтому мы опросили и тех, кто в прошлый кризис чувствовал себя неплохо, — продавцов предметов роскоши. И они не обманули наших ожиданий. Экономить на авторской шубе, дорогой одежде или элитных букетах обеспеченные петербуржцы не будут. Впрочем, прогнозы потому и называют неблагодарным занятием, что положиться на них по–настоящему нельзя. Пожалуй, с уверенностью можно ожидать только мегараспродажу холодильников, стиральных машин и телевизоров с большой диагональю на сайте объявлений. Ну и расцвета вторичного рынка: секонд–хендов и ателье по ремонту одежды.
1. Колебание курса и падение спроса заставили ретейле-ров задуматься о сокращении розничной сети.
Читайте также:
Импорт
BABOCHKA закрыла бутик Armani на Невском проспекте
Оксана
Лалаянц, зампредседателя
правления совета директоров «Корпорации
СБР»:
На этот год генеральной линией развития нашей компании станет повышение эффективности работы каждого магазина. Сейчас мы готовимся к открытию «Метрики» у станции метро «Ладожская». Это будет единственный крупный гипермаркет DIY в этом районе. Также мы формируем новую логистическую концепцию и концентрируемся на ускорении оборачиваемости товарного запаса сети.
Кестутис Саснаускас
, генеральный директор
ОАО «Мэлон Фэшн Груп»:
Планы развития нашей розничной сети пока обсуждаются. Рынок скорректировал наши планы экспансии в 2014 году, поэтому в 2015-м мы станем еще более избирательны при выборе новых локаций под наши магазины, отдавая предпочтение только стопроцентно рентабельным проектам. Количество новых магазинов будет напрямую зависеть от наличия качественных предложений на рынке аренды.
Сергей
Демичев
, директор по продажам сети «
Техношок-Техносила»:
Мы уже определились со стратегией на этот год — открытий не планируется, более того, мы закроем примерно 15% розничной сети. Отказываться от магазинов в Петербурге не будем — как и московские точки, они показывают хорошую динамику в силу более высоких доходов населения. Скорее всего, под сокращение попадут магазины в отдаленных регионах Северо-Запада, в маленьких городах.
Антон
Петров
, совладелец ювелирных сетей «585» и «Золотой»:
Ювелирный рынок будет сокращаться. На этот год мы заморозили планы по открытию новых магазинов, но продолжили развивать франчайзинг, предлагая еще более выгодные условия партнерам. Мы строим бизнес, основываясь на трех базовых элементах: розница, микрозаймы, ломбарды и производство ювелирных украшений. Это эффективная система, имеющая цикличный характер.
2. Крупных покупок неизбежно станет меньше из-за снижения объемов выдачи потребкредитов.
Оксана
Лалаянц, зампредседателя
правления совета директоров «Корпорации
СБР»:
По нашей оценке, количественные показатели продаж сократятся. Но на денежном эквиваленте это не отразится. Применительно к «Метрике» доля потребкредитования была незначительной, и сокращение данного сектора не окажет влияния на наши продажи. А в связи с увеличением продаж жилья в конце прошлого года мы ожидаем роста спроса на отделочные материалы.
Леонид
Довладбегян
, директор интернет-магазина «220 Вольт»:
Потребительские кредиты стали очень дорогими, интерес к ним снизился. В большей степени это коснется продаж недвижимости и автомобилей, в меньшей — бытовой техники и электроники. В выигрыше останутся ретейлеры, которые имеют с банками совместные программы, связанные с кредитными картами, потому что это реальная альтернатива потребительскому кредитованию.
Сергей
Демичев
, директор по продажам сети «
Техношок-Техносила»:
Сокращение доли продаж в кредит уже началось: по сравнению с ноябрем в январе эта доля у нас снизилась вдвое, с 18 до 8-9%. Это значимая потеря, ведь в кредит берут более дорогую технику и кредитные продукты (а это эффективный инструмент для повышения среднего чека). Прогнозы строить тяжело, горизонт планирования наших банков-партнеров сейчас не более 1 квартала.
Александр
Шестаков
, генеральный директор Первой мебельной фабрики:
Хотя в кредит продавалось не более 10% мебели, сокращение объемов выдачи кредитов, безусловно, скажется. Разорительные проценты, под которые предлагают потребителям деньги, — это скорее условие их невыдачи. Повод для оптимизма дает растущий отрыв в цене от импортной мебели, которая дорожает на 50-60%. У нас доля импортных материалов в стоимости мебели не превышает 10%.
3. Торговля предметами роскоши будет наиболее стабильным сегментом ретейла в этом году.
Наталья Квасова, владелица ООО «Русский мех»:
Падения спроса у нас не было в 2008 году, не будет и сейчас. Авторские шубы покупают не потому, что холодно, а из-за их ста-тусности. Наши клиенты работают в администрации президента, Госдуме. Есть часть обеспеченных людей, которые переживают из-за нестабильной обстановки, но они тоже покупают шубы, в качестве инвестиции. В прошлый кризис мы только развивались, открыли новый магазин, сейчас тоже открыли салон.
Лилиана Петросян, совладелица ТД «Империя моды» (бренды Dolce & Gabbana, Brioni):
У нас очень обеспеченные покупатели, это собственники бизнеса, чиновники Смольного. В Москве среди наших постоянных покупателей есть и депутаты Госдумы. Уверена, что наших клиентов кризис не коснется. В Петербурге средний чек — 150 тыс. рублей, в Москве — 250270 тыс. рублей. В этом году мы планируем продолжить развитие и открыть наши бутики в Сочи, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону.
Максим Вайнберг, исполнительный директор ювелирного холдинга «Адамас»:
У нас очень обеспеченные покупатели, это собственники бизнеса, чиновники Смольного. В Москве среди наших постоянных покупателей есть и депутаты Госдумы. Уверена, что наших клиентов кризис не коснется. В Петербурге средний чек — 150 тыс. рублей, в Москве — 250270 тыс. рублей. В этом году мы планируем продолжить развитие и открыть наши бутики в Сочи, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону.
Максим Вайнберг, исполнительный директор ювелирного холдинга «Адамас»:
Последние 2 года мы интенсивно росли, открывая более 50 салонов в год. Конечно, такой динамики в 2015 году не будет. Принципиально пересматривать ассортимент не планируем. Безусловно, мы приостановим проекты, которые балансируют на грани доходности. В кризис мы делаем ставку на развитие таких проектов, как «острова» или shop In shop в сотрудничестве с fashlon-операторами.
Александр Иванов, совладелец цветочной сети «Оранж»:
Цветы — это предмет роскоши. Элитная часть ассортимента сохранится, а массовый, наоборот, сократится. Люди не откажутся от покупки цветов, но сократят на них расходы. Мы покупаем товар за евро, а он подорожал в 1,5 раза, соответственно, мы и закупать будем в 1,5 раза меньше. Считаю, что в Петербурге рынок сократится на треть по количеству магазинов.