Жалоб на условия госзакупок в этом году меньше не станет. Их число в 2014 году увеличилось на 15%. Порой это парализовывало стройку дорог и социальных объектов. Однако заказчики "работу над ошибками" не провели, констатируют антимонопольщики.
В 2014 году количество жалоб на конкурсную документацию увеличилось на 15%. Большая их часть касается конкурсов, которые объявляют петербургские заказчики. В основном это комитеты Смольного.
“Мы связываем рост числа жалоб с ростом доверия бизнес-сообщества к антимонопольной службе”, — говорит заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС Роман Лучников.
Однако, по его словам, заказчики не сделали выводов из многочисленных решений УФАС по делам 2014 года и зачастую продолжают составлять конкурсную документацию с теми же нарушениями.
"Это вызывает возмущение и опасение. Закупки опять приостанавливаются, затягиваются и, в конечном итоге, мы выходим на неисполнение бюджета. Мы слышим мнения, что виноваты в недоосвоении бюджетных денег. Но это не так", — отметил Роман Лучников. Он пояснил, что вина здесь может лежать только на плечах составителей условий для конкурсов, по которым эти бюджетные деньги распределяются среди подрядчиков.
Весной 2014 года УФАС по Петербургу провел ряд встреч с представителями комитетов-заказчиков. Предполагалось, что в результате чиновники будут советоваться с антимонопольщиками еще до объявления конкурсов, чтобы избежать жалоб от бизнесменов-участников. Но, по словам антимонопольщиков, ни один из представителей заказчиков с тех пор к ним не обратился. Так что взаимодействие, по всей видимости, не сложилось.
В прошлом году из-за жалоб на конкурсную документацию чуть не сорвался весь сезон дорожного ремонта. Конкурсы на эти работы завершили только к лету, сами работы проводили в авральном режиме. До этого, в течение более чем полугода, подрядчики заваливали антимонопольную службу указаниями на нарушения в конкурсных документах. УФАС признавал многие жалобы обоснованными. Конкурсы объявляли заново, снова отменяли, снова объявляли, и так далее, добиваясь честной конкуренции.
Такие же жалобы регулярно поступают и на строительные госзаказы. В результате возведение социального жилья, детсадов и поликлиник затягивается так же, как и строительство и ремонт дорог.
Соответственно, самыми частыми фигурантами разбирательств в антимонопольной службе становятся заказчики из комитета по строительству и комитета по развитию транспортной инфраструктуры. Впрочем, и на множество других комитетов Смольного жалобы тоже поступают.
Камень преткновения здесь — качественные характеристики в конкурсах и недопуск к аукционам. Что касается конкурсов, то здесь заказчик готовит сложную таблицу, которую подрядчик может неправильно заполнить, как контрольную работу на школьном уроке, например, ошибиться на один миллиметр или полкилограмма. Зато, если заказчик дружен с подрядчиком, то он всегда может заранее подсказать ему правильные ответы. Все это сводит прозрачную конкуренцию к минимуму.
С аукционами ситуация обстоит иначе: здесь побеждает тот, кто предлагает минимальную цену. В этом году многие дорожные работы стоимостью ниже 150 млн рублей выставили на аукционы. Однако здесь часто заявку подрядчика на само участие в аукционе могут отклонить по сомнительным формальным признакам. А допускаются к участию только нужные компании, зачастую аффилированные друг с другом.
"Советы добросовестным подрядчикам — повышать свою квалификацию и все скурпулезно проверять, никогда не пользоваться программными средствами для переноса документации автоматически, проверять каждый пункт", — советуют в антимонопольной службе. "Нынешняя нагрузка по рассмотрению жалоб является критической. Я не вижу обратной связи от представителей заказчика", — говорит Роман Лучников.
Сегодня жалоб поступает столько, что они рассматриваются с утра и до позднего вечера ежедневно, то есть по несколько десятков в день. Если прогнозы антимонопольщиков оправдаются, и заказчики продолжат работы по принципам 2014 года, распределением подрядов также может закончиться срывом работ.