Аукцион на право оценки недвижимости Петрозаводска завершился с минусовыми цифрами, то есть победитель доплатит заказчику за свою победу. Чиновники этого города уверяют, что технически такое невозможно. Игроки рынка госзакупок утверждают обратное.
Конкурс на право оценки муниципальной недвижимости Петрозаводска удивил даже опытных участников госзакупок. Контракт, максимальная цена которого составляет 240 тыс. рублей, сбили до отрицательной стоимости в минус 82,8 тыс. рублей. Проще говоря, за то, чтобы выполнить работы, участник должен будет доплатить заказчику.
Возможно, речь идет о местных компаниях, которые смогут договариваться о результатах оценки с дружественными предпринимателями, предположили в разговорах с dp.ru игроки рынка. Однако, официально данный вид закупки никакой значительной прибыли не предполагает. В первую очередь, именно по этой причине факт доплат вызывает удивление.
Минус или плюс
Об этой истории dp.ru рассказал один из участников аукциона ООО "ЭсАйДжи Оценка". Электронные торги проходили 5 февраля со стартовой ценой в 240 тыс. рублей. У компании было 18 конкурентов. Аукцион проводился на электронной площадке "Сбербанк-АСТ". Протокол его проведения уже опубликован, но итогового протокола пока нет. Из протокола проведения следует, что цену сначала сбили до 37 тыс. рублей, но после этого она каким-то образом пошла в рост и в итоге составила 82,8 тыс. рублей. Достаточно странно для аукциона, суть которого в снижении цены, да и само название звучит как "аукцион на снижение".
Как заверил dp.ru начальник управления муниципального заказа администрации Петрозаводска Максим Луньков, цена контракта идет в рост после того, как доходит до показателя в 1 рубль. Гипотетическую отрицательную стоимость контракта он отрицал, невозможно такое, по его словам, и технически. Он также порекомендовал корреспонденту dp.ru изучить законодательство, прежде чем тратить его время.
Он также добавил, что организатор торгов никак не может влиять на их ход. Признают конкурс состоявшимся или нет, станет известно через несколько дней, после заседания специальной комиссии, куда также входит Максим Луньков. До этого обсуждать итоги он не имеет права. То же самое относится и к составу участников конкурса, напомнил он.
Скриншоты хода торгов, которыми располагает dp.ru, говорят об обратном. Предложение в 37 тыс. рублей стало последним из положительных показателей. Об этом свидетельствует статус "контракт", обозначенный справа от предлагаемой цены. Однако после следующих предложений, напротив цены уже высвечивался статус "право". Это, отмечают в "ЭсАйДжи Оценка", означает, что за право на исполнение контракта нужно заплатить обозначенную сумму. То есть цифра в протоколе обозначена без знака "минус", но по факту для участника торгов она отрицательная.
Подобные выводы можно сделать и самостоятельно после ряда элементарных математических подсчетов. Как видно на скриншоте, сделанном участником, если отнять от последней цены 12 тыс. рублей (максимальный шаг торга), получится предлагаемая цена — минус 94,8 тыс. рублей. Повышения цены торги в принципе не предусматривают. В том числе технически. К тому же, в графе "текущее снижение" указано значение в 100%.
Техническая возможность уйти в минус есть как минимум на площадке "Сбербанк-аст", говорит исполнительный директор "ЭсАйДжи Оценка" Иван Григорьев. Он также приводит в пример реальную историю, когда ради контракта с "Росимуществом" победитель доплачивал заказчику 600 рублей — такая отрицательная сумма стала итогом торгов.
"Поверить в имиджевую историю сегодняшних торгов крайне затруднительно. Оценщики, которые выиграли конкурс (все, кто ушел в минус) пошли на прямые убытки, что вызывает по меньшей мере недоумение, а по большей — подозрение", — говорит Иван Григорьев.
Буква закона и эффект синергии
Dp.ru воспользовался советом чиновника из администрации Петрозаводска и изучил федеральный закон о закупках. В части 23 статьи 68 44-ФЗ прямо прописана возможность, которую описывают предприниматели.
Правильную интерпретацию буквы закона dp.ru приводит и директор по развитию Ассоциации электронных торговых площадок (АЭТП) Константин Михайленко. "Если при проведении электронного аукциона цена контракта снижается до половины процента начальной максимальной цены, такой аукцион проводится на само право заключения контракта. В таком случае, поставщики фактически доплачивают за право исполнения контракта. Соответственно, выигрывает тот, кто назначит наиболее высокую цену", — пояснил он.
В АЭТП также замечают, что часто подобные случаи встречаются при проведении аукционов на оказание финансовых услуг. Например, банки готовы бесплатно обслуживать расчетные счета юридических лиц, при этом получая прибыть за исполнение платежных поручений и денежных операций клиента. Иногда подобные случаи аукционов "в минус" происходят и в других сферах, но иногда и по ошибке.
"В рассматриваемом аукционе нельзя точно сказать, произошла ли ошибка, связанная с незнанием законодательства участниками торгов, или же поставщики намеренно готовы работать себе в убыток для того, чтобы произвести оценку рыночной стоимости объектов недвижимого имущества", — отмечает Константин Михайленко.
"Такие процедуры есть, но они не называются "с отрицательной стоимостью", — ответили dp.ru в пресс-службе "Сбербанк-АСТ", добавив, что такие аукционы часто проводятся на право ведения банковских счетов. При этом, когда цена (для предпринимателя) уже пошла на повышение, она не может превысить в итоге 100 млн. рублей.
Как сказал dp.ru бизнесмен-участник петербургских госзакупок, пожелавший остаться неизвестным, подобный конкурс в Петрозаводске — не имиджевый, конечно, но безусловно очень заманчивый для подрядчиков. "Оценка недвижимости — это золотое дно. От оценщика зависит, будет ли та или иная недвижимость или земля стоить миллиард или миллион. А владельца территории очень интересует, какую цену за его землю назначат, и, конечно, он постарается обсудить это с оценщиком", — намекнул на коррупционный фактор он.
Еще один участник рынка также подозревает "эффект синергии", на котором хочет сыграть победитель. Пойдя на убытки сейчас, тот сможет серьезно заработать благодаря праву оценки в перспективе. Что касается оценки муниципального имущества, речь в таких случаях, как правило, идет о помещениях, которые давно уже арендуют и очень хотят купить бизнесмены. "Речь, скорее всего, идет о местных компаниях, аффилированных с потенциальным покупателем городской недвижимости", — предполагает источник.
Подобные махинации с отрицательной стоимостью работ часто используют участники торгов, связанных с лесом, говорит третий участник рынка. Конкурсы якобы на рекультивацию закрываются с отрицательной ценой контракта, а победитель, близкий к заказчикам, позже вырубает лес, а песок вывозит на продажу.