Петербургские ломбарды планируют увеличить выручку на 15-20% за счет кризиса

Кризис - золотая пора для владельцев ломбардов. В условиях, когда люди обеднели, а банковские кредиты стали недоступны, они рассчитывают увеличить выручку на 15-20%. Доля невыкупленных залогов вырастет в 2 раза, до 30-40%.

В кризис всегда увеличивается число клиентов в ломбардах. Последний пик спроса участники рынка зафиксировали в 2008 году и теперь готовятся к новому всплеску. Девальвация рубля и высокая закредитованность населения неизбежно приведут к тому, что количество клиентов в ломбардах увеличится на 15–20%, а доля невыкупленных залогов вырастет в 2 раза, до 30–40%. Так считают основные игроки рынка и планируют открытие новых точек.
По оценке Лиги ломбардов, ежегодно российские ломбарды выдают под залог личных вещей примерно 300–350 млрд рублей. По данным Национального бюро кредитных историй, в 2014 году рост доли просрочки по розничным кредитам составил почти 25%. Банки сворачивают кредитование населения. В микрофинансовых организациях процентная ставка делает займы рискованными.
В этой ситуации ломбарды выходят на первый план. Поэтому в Лиге ломбардов ожидают, что в 2015 году существующие игроки будут активно наращивать свои сети, а также на рынок выйдет множество новых участников.

Ломбарды меховые и антикварные

Сегодня в России на рынке ломбардов работают около 4,5 тыс. компаний. Из них в Петербурге около 400 — у каждой из этих фирм несколько точек, подсчитали в Лиге ломбардов.
Наиболее распространены ювелирные ломбарды. Они выдают займы под залог украшений из расчета 1 тыс. рублей за 1 г золота 585–й пробы. Срок займа — от 1 до 60 дней при процентной ставке 0,3–0,35% в день.
Гораздо реже встречаются ломбарды, которые выдают деньги под залог автомобилей, шуб, дорогих наручных часов известных брендов и даже под залог цифровой техники и электроники. Но дело не в их прибыльности — она не меньше, чем при приемке ювелирных изделий. Например, автоломбарды принимают автомобили не старше 5–6 лет и выдают ссуду в размере 50–80% от стоимости машины. При этом транспортное средство находится в залоге у ломбарда — на стоянке. Активному развитию этого направления мешает дефицит специалистов–оценщиков. "Не могут шубу из бобра отличить от шубы из норки", — сетует один из участников рынка.
При залоге норковых шуб выдается ссуда в размере 30% от стоимости изделия. При этом клиент платит процентную ставку 0,45% в день. При сдаче в ломбард антиквариата в среднем по рынку дают ссуду от 20 до 40% от стоимости вещей. Несут разные изделия: серебряные столовые приборы, самовары, монеты, был даже золотой ковер, рассказал один из экспертов.
В этом году игроки ожидают роста числа обращений в ломбарды, поэтому и запланировали развитие в кризис.

Эксперименты с форматами

Как рассказал "ДП" председатель совета директоров холдинга "585" (развивает бренды "585" и "Золотой") Антон Петров, компания решила развивать новый для себя формат ломбардов — "лайт".
Речь идет об отдельных ломбардах площадью до 30 м2. На этой площади размещается ломбард, микрокредитная организация (компания развивает проект под брендом Fast Money), а также несколько витрин по продаже ювелирных украшений. Ранее "585" открывала ломбарды только вместе с магазином. На конец января компания открыла 23 ломбарда "лайт" — на Северо-Западе, в Сибири, на Урале и в Центральной части России. Сколько будет открыто объектов в течение года, в компании затруднились ответить, подчеркнув, что все будет зависеть от спроса.
Планирует увеличить свою сеть ломбардов и компания "Синергия". У нее три ломбарда в Петербурге, в планах увеличение до 12–15 точек. Причем открываться они будут не только в Петербурге, но и в Москве, Сочи, Екатеринбурге и других городах–миллионниках.

Не будут выкупать

Участники рынка прогнозируют, что в этом году вырастет число клиентов, которые не смогут или целенаправленно не будут выкупать свои вещи. В этом случае ломбарды реализуют невыкупленную продукцию самостоятельно. Причем если изделие стоит больше 30 тыс. рублей, то ломбард обязан провести публичные торги.
Сейчас на государственном уровне хотят увеличить этот порог в 10 раз — до 300 тыс. рублей.
В федеральной сети "585" рассчитывают, что в 2015 году число клиентов, которые будут сдавать свои ювелирные украшения, не планируя выкупить (либо которые выкупить не смогут), вырастет по сравнению с 2014 годом с 15 до 30%.
Ожидают роста числа невыкупов и в ломбарде AuRus. По словам директора компании AuRus Ильи Кузнецова, у них этот процент сейчас колеблется в пределах 40–50%.
В "Синергии" ожидают, что потребители сейчас понесут в ломбарды все что возможно из ювелирных украшений, так как другого варианта у людей нет в нынешней экономической ситуации.
"Надо же чем–то оплачивать свои холодильники и телевизоры, купленные в кредит. Поэтому мы ожидаем роста числа клиентов", — сказали в крупной сети ломбардов. В сети ломбардов "Доверие" также прогнозируют приток посетителей.
"Однако пока данные января этого года по обращениям в автоломбард даже хуже, чем в январе 2014 года", — сообщили в "Доверии".
В компании "Ломбард–911" считают, что ни январь, ни февраль не будут показательны. В кризис число клиентов всегда возрастает и, как следствие, становится больше ломбардов, а в стабильные годы активность падает. Это наблюдалось и в 2008 году, и в 1998–м.
Это подтверждают и в Лиге ломбардов: количество ювелирных изделий, сдаваемых в ломбарды, в кризисные периоды возрастает на 15–20% за счет появления новых клиентов из числа прежде социально защищенных групп граждан.

Низкий порог

Порог входа на рынок ломбардов невысок — от 4–5 млн рублей. Это привлекает на него множество новых игроков. А в кризис, когда ставки аренды помещений падают и затраты на организацию бизнеса снижаются, новичков становится еще больше.
В брокерской компании Astera отмечают, что ломбарды всегда занимают самые ликвидные торговые места — как правило, у метро, с высокой проходимостью. Площадь помещения обычно варьируется от 60 до 120 м2. Ставки аренды таких помещений — от 3 до 5 тыс. в месяц в зависимости от местоположения.
При этом опрошенные "ДП" участники рынка отмечают, что работать в плюс ломбард начинает только через полгода после открытия с появлением клиентской базы. И в дальнейшем успех точки полностью зависит от способности владельца поддерживать постоянный поток клиентов.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
В кризис ожидания участников рынка ломбардов, как правило, превосходят реальность. Каждый раз на кризисной волне открывается больше ломбардов, чем требуется. Часть из них собственники закрывают, так и не успев набрать обороты, но понеся стартовые затраты. Некоторые новички остаются на рынке, с которого продолжается "штатный" отток ломбардов. Как показывает опыт трех предыдущих крупнейших финансовых кризисов, равновесие на рынке восстанавливается в течение года, и нет оснований полагать, что в этот раз будет иначе.
Михаил Унксов
президент НО "НП "Лига ломбардов"
Мы ожидаем роста спроса на услуги ломбардов, но пока ажиотажа нет, спрос в рамках сезонного. Кроме того, не растет и процент невыкупа, в среднем он составляет 30%. Напротив, стало больше клиентов, которые выкупают заложенные вещи. Я связываю это со стремлением сохранить свои деньги, которые стремительно дешевеют. Мы покупаем не только золото, но и шубы, и антиквариат. Все эти направления выгодные, но большинство ломбардов ограничиваются золотом, потому что просто нет оценщиков по другим направлениям.
Талгат Мавлявиев
генеральный директор сети ломбардов "Омега"