Одиозный бизнесмен Евгений Бонд–Дондурей после неудач на строительном рынке пытается развивать розничный проект — он открыл магазин премиум-класса "Елисеевъ" в районе станции метро "Удельная".
На Фермском шоссе, 20, корп. 2, в этом году начал работу магазин по продаже продуктов питания, которым управляет ООО "Московский ликеро–водочный завод" (МЛВЗ). Судя по данным СПАРК, глава и единоличный владелец компании — Евгений Бонд, который более известен на строительном рынке под фамилией Дондурей.
"Не разбираюсь в торговле"
На сайте объявлений Avito есть информация о наборе персонала в магазин "Елисеевъ" в районе станции метро "Удельная". Сама компания позиционирует проект как магазин премиум–класса по продаже натуральных и свежих продуктов.
"Если мне не дают строить, то я хотя бы овощи буду продавать", — заявил Евгений Бонд в телефонном разговоре. Подробности о новом проекте он сообщить отказался, сославшись на то, что магазин — это бизнес его тещи, который он просто финансирует: "Я не разбираюсь в торговле, а она много лет проработала на кондитерском производстве".
Под управлением ООО "МЛВЗ" были также два отдела площадью 28 и 35 м2 в магазине на территории ТК "Призма" на пр. Науки. В них продавались кондитерские изделия, овощи и кулинария. В феврале эти отделы закрылись, сообщил представитель компании–арендодателя. Как рассказали в компании Евгения Бонда, сейчас обсуждается возможность запуска магазина площадью 500 м2.
От Дондурея до Бонда
В конце 1990–х Евгений Дондурей возглавлял "Росглавматериалы" (один из крупнейших застройщиков Петербурга). Эта компания заключила контракт со столичной фирмой "Обновление" на строительство второй очереди элитного жилого комплекса "Золотые ключи". Но через несколько месяцев генподрядчиком и инвестором "Золотых ключей — 2" неожиданно оказалась компания Mirax Group Сергея Полонского. Евгений Дондурей заявлял, что заказчик заключил контракт с Mirax, не расторгнув прежний — с ним. Сергей Полонский, в свою очередь, обвинил оппонента в обмане дольщиков петербургского "Города солнца" (его строила фирма Евгения Дондурея "Прагма"), а также в том, что девелопер начал строительство в Москве самовольно.
Арбитражный суд тогда встал на сторону Сергея Полонского, а Евгений Дондурей уехал в Лондон, предварительно продав российские бизнес–активы, в том числе компанию "Прагма". Покидая Петербург, Евгений Дондурей заявлял "ДП", что возвращаться не намерен, поскольку "имя так полили грязью, что уже не отмыть".
Однако в конце 2010 года он неожиданно появился уже под фамилией жены — Бонд. Он участвовал в торгах Фонда имущества за право застройки участка около пр. Маршала Блюхера. Те торги он проиграл. Зато компания "Девелопмент Груп" (по данным СПАРК, Евгению Бонду принадлежит 51%, а его жене Ирине Бонд — 49%) в 2011 году приобрела несколько участков, предназначенных под индивидуальную жилищную застройку, и построила там, нарушив закон, капитальные многоквартирные дома. По некоторым проданным домам суд позже принял решение о сносе.
Попытка быстро обогатиться
Отношения с законом у семьи Бонд складывались не очень гладко. Расчищая участок под застройку на ул. Сегалева в Приморском районе, они уничтожили расположенный там выявленный памятник культурного наследия, за что получили уголовный иск.
А чуть позже Ирина Бонд даже была задержана по подозрению в мошенничестве. Выяснилось, что "Девелопмент Груп", которую она возглавляла, в 2012–2013 годах продавала квартиры в ЖК "Людовик XIV", не имея разрешительной документации. Но бизнес–леди вскоре отпустили под подписку о невыезде. Комментируя этот эпизод, Евгений Дондурей заявлял "ДП": "В нашей стране все бизнесмены — "мошенники". Если против тебя не возбуждено дело по 159–й статье, значит, ты не бизнесмен".
Один из крупных девелоперов, который помнит Дондурея еще по 1990–м, заявил: "Евгений все ходы просчитывает на много шагов вперед. При первой же встрече произвел впечатление хитреца. Не уверен, что его новая инициатива — что–то на благо людей. Скорее это очередная попытка обогатиться".
"Сам по себе переход из строительного бизнеса в розничный не проблема, есть много удачных примеров, — считает Иван Федяков, гендиректор INFOLine, — другое дело, что входить в отрасль FMCG уже поздно: покупательная способность сокращается, конкурировать с мощными федеральными сетями архисложно". Если за плечами нет готовой инфраструктуры, проект обречен на провал, убежден он.