Театральный критик Дмитрий Циликин - о спектакле "Двойник" в Александринском театре.
Как полезно иногда ходить на обычные афишные спектакли. А то ведь критики смотрят премьеру, делятся выводами с публикой, та, доверившись профессиональному суждению, идет в театр — и видит там нечто весьма отличное от описанного. И чаще всего — в худшую сторону.
С премьеры "Двойника" Валерия Фокина прошло 10 (!) лет. Мало того, судьба его оказалась нелегкой. По разным трагическим причинам сменились исполнители обеих главных ролей — героя инсценированной повести Достоевского господина Голядкина и созданного его безумным сознанием двойника. Спектакль некоторое время не шел, пока в 2007–м Фокин не возобновил его с Виталием Коваленко и Дмитрием Лысенковым.
Во внутритеатральных спорах о том, как надо играть, есть беспроигрышный аргумент: "Я лучше знаю — я это выпускал!" То есть тот, кто прошел с режиссером и партнерами весь путь репетиций, на кого сочинялся рисунок роли, грим, костюм, всегда "аутентичнее" того, кого в этот рисунок ввели. В истории театра редки примеры вводов не менее сильных, чем первый исполнитель. И вот я смотрю рядовой спектакль, когда, казалось бы, премьерный подъем, одушевляющее всех волнение давным–давно должны улечься, что–то могло бы обветшать, запылиться, расползтись — как сплошь и рядом случается в других театрах. Но не у Фокина! Коваленко и Лысенков играли как в последний раз — страстно, безоглядно погружаясь и погружая нас в достоевскую фантасмагорию. Притом во всеоружии превосходного мастерства: каждая интонация, жест, движение найдены идеально точно, как в опере / балете, к тому же Дмитрий Лысенков работает на таких скоростях, будто его мелкий бес Голядкин–младший лишен материальной оболочки и закон всемирного тяготения ему не писан. Но и спектакль в целом в отличной форме. В начале Голядкин встает прямо с кресла в партере, пока что он один из нас, но постепенно и неуклонно морок сгущается, чиновники и дамы оборачиваются страшноватыми нелюдями, зловещими мертвяками, которые и есть истинные жители умышленного города… Все, от совсем юных артистов до ветеранов труппы (а занята в том числе Галина Тимофеевна Карелина, которой без малого 84), осуществляют изощренную музыкально–пластическую партитуру так, что старинное поименование Александринки — "театр прославленных мастеров" — из штампа превращается в самую верную оценку.
"Двойник" шел в четверг в 117–й раз, в субботу в 14–й раз шел последний опус Валерия Фокина "Воспоминания будущего": это, как говорит сам режиссер, экспедиция в прошлое, интереснейшая попытка реконструировать великий александринский "Маскарад" Мейерхольда и вступить с ним в ментальный диалог. Шел лучше, чем на первом представлении осенью прошлого года: ритмы уточнились, исполнители освоились, стали свободнее в решении сложных многослойных задач: "актер, играющий актера играющего…" Как полезно спектакли пересматривать.
Впрочем, этот был не вполне обычным: его посвятили 155–летию В. А. Теляковского, последнего шефа Дирекции императорских театров, который и пригласил в оные театры Мейерхольда (а кроме того, крупнейших художников того времени), сбор пойдет на памятник Владимиру Аркадьевичу на Серафимовском кладбище. В его знаменитых мемуарах есть сквозной мотив — необходимость, какие бы треволнения и катаклизмы ни происходили за стенами театра (Теляковский директорствовал с 1901–го до Февральской революции), сохранять "надлежащий вид и порядок". Гм… понятно, почему нынешний худрук Валерий Фокин инициировал эту акцию и вышел на поклонах с кратким хвалебным спичем о предшествующем руководителе Александринки.