В каких петербургских магазинах самые доступные цены

Автор фото: Коньков Сергей

"ДП" продолжает публиковать результаты исследования доступных цен в магазинах лидеров розничного рынка. Мы усовершенствовали методику и добавили новых участников, после чего расклад сил поменялся.

Предыдущий индекс доступных цен (опубликован в "ДП" № 015 от 9 февраля 2015 года) вызвал горячий отклик у ретейлеров, и мы продолжили работу над исследованием. По настоянию участников рынка мы изменили методику расчета доступных цен и берем для таблицы не самый дешевый продукт на полке (например, за счет маленькой упаковки), а самый дешевый в пересчете за килограмм.
Также мы решили добавить двух участников рынка — французскую сеть "Ашан" и выходца из Краснодара, сеть "Магнит", которые сразу заняли позиции лидеров в своих форматах. Соответственно, среди гипермаркетов 2–е место заняла сеть "Лента", лидер прошлого исследования, а среди магазинов у дома — сеть "Верный". А вот расклад сил антилидеров почти не изменился.

Дешево — не всегда качественно

Например, индекс сети "Призма" остался самым высоким в формате гипермаркета. "Размер сети "Призма" не всегда обеспечивает нужный объем закупки, также временами самый дешевый товар не проходит наш аудит качества", — говорит о сложностях работы с поставщиками генеральный директор сети магазинов "Призма" Марита Коскинен. Зато в формате магазинов у дома компанию "Интерторг" вытеснила сеть "Полушка". У нее почти по всей непродовольственной категории индекс выше среднего значения. Очевидно, что в данном магазине "Полушка" делает ставку скорее на бакалею, выигрывают по сравнению с остальными такие позиции, как мука, соль, гречка и консервы.
По сравнению с результатами прошлого исследования можно отметить, что цены пришли в некоторое равновесие и в таблице почти не встречаются большие отрывы в цене и неожиданно дорогие продукты.
Как отмечают в компании Х5 Retail Group (управляет сетями магазинов "Пятерочка", "Карусель"), чтобы установить низкие цены, компания ищет наиболее конкурентные предложения, а также делает запасы по старым ценам. По этой причине ряд продуктов в магазинах сети дорожает медленнее, чем растет отпускная цена поставщиков, утверждают в компании.

Вынужденные жертвы

Несмотря на то что невысокие цены — это очевидное преимущество, добиваться их ретейлерам приходится порой за свой счет. "Сейчас не самая хорошая экономическая ситуация и почти все клиенты ищут продукты по выгодным ценам. Чтобы обеспечить выгодное предложение, приходится чем–то жертвовать, например маржой", — говорит Марита Коскинен.
В пресс–службе Х5 подчеркивают, что на отдельные продукты социально значимой группы наценка компании бывает нулевой или отрицательной, в частности во время проведения промоакции, но специально снижать норму прибыли ретейлер не может — может лишь держать минимальные наценки.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
 
 

Методика

Индекс низких цен

> На основе данных по 12 случайно выбранным магазинам для каждой товарной категории мы вычисляем среднее значение цены.
> По каждой товарной категории для отдельного магазина мы определяем отклонение от среднего значения.
> В итоге для каждой торговой сети формируется индекс — среднее значение отклонений по всем товарным категориям для каждого магазина.