Автоэксперт Виталий Новиков - о новом MINI Cooper.
MINI хочет стать обычным автомобилем. Более обычным, чем был. Не так давно мы ездили на Jeep Cherokee, главная претензия к которому — он стал слишком обычным. Не за что платить и переплачивать. А как Mini?
Mini у BMW удачнее, чем Smart у "Мерседеса". И продается лучше, и модельный ряд шире, и в России представлен давно. Но объем продаж все равно невелик — мало автомобиля за свои деньги. И его самобытность — как спасательный круг. В России более обычный и менее эмоциональный Audi A1 проигрывает вчистую.
В 2014 году я впервые сел за руль Mini, купив самобытный Clubman. Это самая красивая, самобытная и сексуальная машина в мире. Это и спорткар, и фургон, и киллерская машина, и love–мобиль одновременно. Но мои первые ощущения при выезде от дилера: он жесткий до ужаса, у него "короткий" руль. На второй день езды в Финляндии, по дороге к дилеру Mini в Миккели рядом с дачей, я снес себе зеркало. Столбы там стоят вплотную к обочине, и я чуть отвлекся на бортовой компьютер — и тут же удар! Руль отклонился на сантиметр, а машина буквально нырнула вправо! Такое я помню только у "Оки". А каким стал новый Mini?
А новый Mini изо всех сил старается внешне эксплуатировать проверенную ретро–тему. Но если Porsche 911 это органично удается спустя и 60 лет, то новый Mini внешне выглядит как плод изменений ради изменений. Мы уже видели такие попытки у Chrysler 300C, успеха они не принесли.
Если бы у меня не было Clubman, я бы, возможно, никогда не отличил новый Mini от старого. Отличия в деталях и штрихах. И я не уверен, что они в пользу новичка. Глаза–фары теперь немного навыкате, как будто начинается базедова болезнь. Контур стал сложнее, появилась кривизна линий там, где ее не должно быть. С другой стороны, компактный хетч с крышей, как кепкой, натянутой по самые уши. "Саша с Уралмаша", — говорит моя мама про такой стиль. А в этой машине что–то есть от Уралмаша. Провокация, задор, агрессия. Они никуда не делись. Даже самый дохлый Mini One до сотни "лошадей" храбрится внешне. Внешность задористая: развитый бампер, окраска bicolore в два цвета, большие колеса, у турбоверсий агрессивная ноздря на капоте. Решетка радиатора у старого Clubman — мой позор. Я честно пытался ее поменять, но, чтобы поставить респектабельную от Cooper Works, надо менять и бампер, а при нынешнем курсе валют это космос. А вот у нового решетка решена гораздо круче. Никакого лоховства: внутри нее имитация силового бампера. Круто смотрится.
Трехдверка похожа на дот: маленький, ощетинившийся, с маленькими окнами–бойницами. Пятидверная версия (а она более не называется Clubman, так как никакого стиля в ней больше нет) — только практицизм. Двери открываются по ходу движения, их равное количество справа и слева. Сзади такая же tailgate, как и у трехдверной модели. Скука. Но под некоторыми углами в машине проглядывает английский аристократизм. И она практичнее, конечно: длиннее на 70 см и маленькие двери открываются на большой угол. Только не покупайте кресло Teutonia для детей — оно не влезет. Идеально — Biltema. И дешево, и компактно. О безопасности в такой маленькой машине речи не идет.
Внутри многое похоже на предшественника. Опять обращаешь внимание на то, что лобовое стекло стоит почти вертикально, что крыша уходит куда–то вперед и солнечные козырьки почти не нужны (крыша нормально исполняет их роль). При этом явно проведена работа по "внедрению практицизма": теперь перед глазами и человеческий, а не цифровой спидометр, есть половинка тахометра, центральный дисплей в большом круге больше не пытается быть спидометром, это чисто магнитола и дисплей. В кнопку магнитолы толстыми пальцами вообще не попасть. Папики могут за руль не садиться.
Кнопка аварийки раньше была сверху "торпеды" — по центру над тарелкой спидометра. Часто, вместо того чтобы сказать в зеркало: "Да пошел ты!" — нажимаешь ее: "Спасибо, что ты такой терпеливый человек". От этого нажатия кряхтела панель. Теперь придется целиться в кнопки над дисплеем внутри той самой тарелки. Приложишь кулаком — дисплею хана.
Зато климат–контроль теперь раздельный. Кнопок стало больше, но они менее стильные, чем были. Раньше все кнопки напоминали тумблеры в самолете. Теперь добавилась обычная пластмасса, но зато вся "торпеда" выглядит гораздо дороже. Рычаг КПП тоже стал еще более стильный, чем был. А он и был неплох. В дорогих версиях есть еще один экран — вертикальный под лобовым стеклом, так как на лобовое не вывести данные — не хватает объема. А еще тут, как и раньше, два бардачка. Очень удобно.
Между сиденьями теперь настоящий бээмвэшный iDrive. Серьезный, без компромиссов. А у версии Cooper S вокруг рычага КПП ободок выполняет роль селектора режимов мотора. Ну и конечно, надо сказать про руль. Нет, никогда не будет сделан руль лучше, чем у Maserati GranTurismo, но этот и красив, и удобен.
Сиденья — вот что улучшилось без вопросов. Гены BMW берут верх — развитая боковая поддержка, экстендер подушки для поддержки голени — как мне этого не хватает!
Сзади в трехдверке делать нечего. Это место для сумок и недолгих поездок в состоянии лишений. В пятидверной машине чуть просторнее, но секс тут запрещен — можно что–нибудь сломать. И себе, и машине.
Никогда не писал про обивку дверей — она кайфовая: стильная и удобная. Но стеклоподъемники на водительской двери — это отстой.
Багажник вроде и подрос, но самое главное — теперь заднее сиденье можно сложить не только из багажника. Это важно, когда ты хочешь незаметно спрятать ноутбук из салона в багаж. Раньше это было невозможно. Российская специфика: воровать будут еще больше, и надо уметь защищаться.
Мне досталась трехдверная модель: 192 л. с., автомат с шестью скоростями. Это восторг! Разгон быстрый, плавность хода лучше, руль легче и менее острый. Теперь на этой машине можно ездить! Кренов нет, при переключении вниз что–то стреляет в глушитель! Сзади в версии Cooper S сдвоенная выхлопная труба по центру — это драйв и эмоция. Жестко по–прежнему, а еще — шумно. Но очень круто! Я в восторге. И даже если Cooper S будет стоить от 1,4 млн рублей, это недорого. Как вспомню, что за одиозный Ford Focus с автоматом просят 950 тыс., так машина стильная, с изюминкой и восторгом на каждый день кажется уже и недорогой.
Да, после джипов я подрастерял возможность перевезти диван на машине. Но нанять "газель" — от 500 рублей. Надо ли покупать большую машину? В городе и так негде парковаться, а тут все удовольствия в самобытной форме. Нет, MINI не стал обычным. Можно брать!